Как разобрать глубинный водяной насос?

Возможные неисправности дренажного насоса ↑

Для начала скажем, что дренажные насосы «приличных» марок — весьма надёжные механизмы, рассчитанные на длительный срок службы. И если помпа не отработала положенное время — причина, как правило, кроется в неправильной эксплуатации либо несвоевременном техобслуживании. Рекомендуем до начала использования насосного оборудования внимательно изучить инструкцию по эксплуатации и безукоснительно её соблюдать.

Прежде чем приступать к разборке и ремонту насоса, следует попытаться предварительно установить возможные причины поломки.

Лопасти рабочего колеса заклинило посторонним предметом. Это может быть камешек или намотавшийся на вал пучок травы, водорослей. Корпус разобрать, очистить от мусора, проверить целостность всасывающей решётки.

Если помпа используется для откачки грязной воды с большим количеством твёрдых частиц и остатков растений, заклинивание лопастей и засорение внутренних каналов — весьма распространённая неприятность

  • Неисправен поплавковый выключатель. Если вы разбираетесь в электронике, можете попробовать замкнуть контакты реле, чтобы проверить его работоспособность. Стоит проверить, не перетёрся ли провод, идущий от поплавка к помпе.
  • Неисправен конденсатор в электрической цепи питания. Срок его службы в среднем ниже, чем у двигателя. Как правило, он выходит из строя раньше. Доступ к конденсатору в большинстве дренажных помп упрощён и производится в верхней части корпуса через отдельное отверстие.
  • Обрыв в электрической цепи. Вероятность «подгорания» контактов тем выше, чем менее стабильным было электропитание из сети.
  • Вышел из строя двигатель. Скорее всего, прогорела обмотка статора.
  • Заклинил подшипник двигателя.
  • Засорен всасывающий фильтр.
  • Забит песком или травой корпус между наружными стенками и двигателем. Попробуйте сначала промыть насос, погрузив его в чистую воду. Не поможет — придётся разбирать корпус.
  • Засорён патрубок или подающая труба. Отсоедините её для проверки. Возможно, отводящая труба слишком длинная и у помпы не хватает напора её «продавить».
  • «Срезаны» лопасти рабочего колеса.

Проверьте целостность лопастей рабочего колеса

  • Двигатель не развивает достаточной мощности. Причиной может быть как износ по электрической части, так и нарушение герметичности масляной камеры, отсутствие масла.
  • Мотор может не развивать необходимое количество оборотов из-за повышенного износа подшипников. В этом случае его работа должна сопровождаться «нехорошим» гудением. Автомобилисты со стажем знают, как звучит дышащий на ладан подшипник.
  • Перекачиваемая жидкость слишком вязкая либо содержит большое количество твёрдых частиц. Попробуйте приподнять насос, чтобы он не «хватал» мусор со дна.
  • «Глючит» поплавковый выключатель.
  • Проблема в электрической цепи. Окисление проводов, перегрев двигателя. Во многих моделях имеется встроенная защита от перегрева. В первую очередь стоит проверить, не греется ли питающий шнур. Возможно, напряжение питания электросети сильно отличается от нормативного и для нормальной работы помпы требуется стабилизатор.
  • Периодическая блокировка лопастей посторонними предметами. Промыть или разобрать дренажный насос, очистить корпус, рабочее колесо, проверить решётку.
  • Жидкость слишком вязкая, имеет высокую температуру либо большой процент твёрдых частиц.

Когда нужно срочно поднять и осмотреть прибор ↑

Чаще всего изнашиваются рабочие узлы с движущимися деталями. Основная проблема, с которой сталкиваются владельцы вибрационных моделей, – прохудившиеся клапаны. Их можно заменить самостоятельно. А вот если сгорел двигатель, прибор лучше отнести в мастерскую или выбросить и поставить новый. В центробежных насосах могут истираться рабочие колеса, крышки, выходить из строя конденсаторы. Все эти детали при необходимости можно заменить самостоятельно или в сервисном центре. В некоторых случаях неисправные узлы можно заказать на заводе-производителе.

Насос нужно срочно поднять и осмотреть на предмет неисправностей, если:

  • Прибор перестал перекачивать жидкость в прежнем режиме, снизился объем и/или напор подачи воды. Модель нужно разобрать и осмотреть рабочее колесо, уплотнители, клапаны.
  • Повысилось потребление мощности. Причина неисправности может заключаться в изношенном сальнике.
  • Усилилась вибрация при работе. Иногда проблема возникает из-за обычного ослабления затяжки резьбовых соединений. Часто требуется замена подшипников.
  • Заклинило ротор. Обычно это случается при попадании в прибор твердых частиц.

Конструкция насоса «Малыш»

Подробная инструкция разборки насоса

Для определения и устранения неисправностей погружного насоса, его необходимо разобрать на составные элементы. Для этого понадобятся просторное рабочее место и устойчивый широкий стол, тиски, крестовая и плоская отвертки, набор ключей и пассатижи.

Процесс разборки не сложен, но требует точности, скрупулезности и внимания.

Выполняется поэтапно в определенном порядке.

Когда насосная часть и моторный отсек отделены друг от друга, искать неполадки значительно проще и удобнее.

Тонкости разборки вала насосной секции

Для точного определения места возникновения неполадок попробовать прокрутить вал насосной секции. Если нет такой возможности, значит, проблема именно там.

По окончанию мероприятий, связанных с ремонтом/заменой/обслуживанием насосной части оборудование снова собрать, тщательно соблюдая инструкцию. Потом соединить с двигателем и вернуть на рабочее место.

Пошаговый процесс разборки электродвигателя

Если на двух вышеописанных этапах область проблемы выявить не удалось, велик шанс, что она кроется в двигателе. Чтобы окончательно в этом убедиться, нужно сделать следующие важные действия.

Собрать блок двигателя, следуя подсказкам инструкции. Проследить, чтобы все детали оказались на своих изначальных местах.

Основные неисправности погружных насосов

Если в работе погружного насоса замечены сбои, то не всегда его нужно извлекать из скважины для осмотра. Эта рекомендация касается только насосных станций, в которых установлено реле давления. Именно из-за него аппарат может не включаться, не отключаться или создавать плохой напор воды. Поэтому сначала проверяется работоспособность датчика давления, а уже после этого, в случае необходимости, насос извлекается из скважины.

Неисправности водяного насоса будет легче диагностировать, если сначала ознакомиться с наиболее часто встречающимися поломками данного агрегата.

Насос не работает

Причины того, что насос не работает, могут быть следующие.

  1. Сработала электрическая защита. В таком случае следует отключить аппарат от сети и снова включить автомат. Если его снова выбьет, то проблему следует искать не в насосном оборудовании. Но при нормальном включении автомата, насос больше не включайте в сеть, нужно сначала найти причину, по которой сработала защита.
  2. Перегорели предохранители. Если после замены они снова перегорят, то нужно искать причину в силовом кабеле агрегата или в месте его подключения к электросети.
  3. Произошло повреждение кабеля, находящегося под водой. Следует извлечь аппарат и проверить шнур.
  4. Сработала защита насоса от пуска “всухую”. Перед запуском аппарата убедитесь, что он погружен в жидкость на необходимую глубину.

Также причина того, что аппарат не включается, может крыться в неправильной работе реле давления, установленного в насосной станции. Необходимо отрегулировать давление пуска двигателя насоса.

Насос работает, но не качает

Причин того, что устройство не качает воду, также может быть несколько.

  1. Перекрыт запорный вентиль. Следует отключить аппарат и медленно открыть кран. В дальнейшем не следует производить запуск насосного оборудования при закрытой задвижке, в противном случае оно выйдет из строя.
  2. Уровень воды в скважине опустился ниже насоса. Необходимо высчитать динамический уровень воды и погрузить устройство на необходимую глубину.
  3. Залип обратный клапан. В таком случае требуется разобрать клапан и прочистить, при необходимости заменить его на новый.
  4. Засорился впускной фильтр. Чтобы прочистить фильтр, гидромашина извлекается и проводится чистка и промывка фильтрующей сетки.

Низкая производительность аппарата

Также снижение производительности вызывает:

  • частичное засорение клапанов и вентилей, установленных в системе водоснабжения;
  • частично засоренная подъемная труба аппарата;
  • разгерметизация трубопровода;
  • неправильная регулировка реле давления (относится к насосным станциям).

Частые включения и выключения аппарата

Данная проблема встречается, если погружной насос работает в паре с гидроаккумулятором. В таком случае частые запуски и остановки агрегата могут провоцироваться следующими факторами:

  • в гидробаке произошло снижение давления ниже минимального (по умолчанию оно должно быть 1,5 бар);
  • произошел разрыв резиновой груши или диафрагмы в баке;
  • реле давления работает неправильно.

Вода подается с пульсацией

Если вы заметили, что вода из крана течет не постоянной струей, то это признак снижения уровня воды в скважине ниже динамического. Необходимо опустить насос глубже, если расстояние до дна шахты позволяет это сделать.

Слышно гудение аппарата, но вода не качается

Если насос гудит, и при этом не происходит выкачка воды из скважины, то причин может быть несколько:

  • произошло “склеивание” крыльчатки аппарата с его корпусом по причине длительного хранения устройства без воды;
  • неисправен конденсатор запуска двигателя;
  • просело напряжение в сети;
  • заклинило крыльчатку насоса по причине собравшейся в корпусе аппарата грязи.

Агрегат не отключается

Если не срабатывает автоматика, то насос будет работать без остановки, даже если в гидробаке создастся чрезмерное давление (видно из показаний манометра). Всему виной является реле давления, вышедшее из строя или неправильно отрегулированное.

Что такое явление кавитации

Все знают, что в воде растворено некоторое количество газов. При перемещении жидкости с определенной скоростью, в ней иногда образовываются зоны разрежения. В этих зонах пониженного давления из воды начинают выделяться пузырьки газов. После попадания пузырей в зону высокого давления они схлопываются. Этот процесс происходит с выделением большого количества энергии, от которой разрушаются крыльчатки и улитка насоса. На следующем фото показано рабочее колесо агрегата, разрушенное кавитацией.

Энергия схлопывающихся пузырьков способна создавать ударные волны, вызывающие вибрацию. Она распространяется по всему агрегату и воздействует не только на рабочее колесо, но и на подшипники, вал и сальники, от чего данные детали быстро приходят в негодность.

Кавитационный эффект чаще всего можно наблюдать в насосных станциях, которые работают на всасывание. В таких системах рабочее колесо создает разрежение, благодаря которому вода поднимается по шлангу из колодца. Но если на входе в насос возникает недостаток жидкости, то в зоне рабочего колеса возникает чрезмерное разрежение, провоцирующее возникновение кавитации.

Чтобы кавитация в насосах не возникала, следует придерживаться правила: на входе воды должно быть больше, чем на выходе. Добиться этого можно несколькими способами:

  • следует переместить аппарат немного ближе источнику;
  • можно увеличить диаметр всасывающей трубы (шланга);
  • для снижения сопротивления на участке всасывания можно всасывающую трубу заменить на трубу из более гладкого материала;
  • если на всасывающей трубе много поворотов, то, по возможности, следует уменьшить их количество;
  • желательно, чтобы все отводы имели большие радиусы поворота.

Совет! Не следует опускать всасывающий шланг станции в колодец на глубину больше 8 метров. Обычно максимальная глубина погружения шланга (трубы) указывается в руководстве к оборудованию.

Порядок разборки-сборки устройства

Отвечая на вопрос «как отремонтировать насос малыш своими руками?», прежде всего, стоит четко разобраться с тем, как правильно разобрать насос, не повредив его основные узлы. Разборка устройства проводится в следующем порядке:


Насос Малыш в разобранном виде

  1. Первое, что нужно сделать – обозначить правильное расположение верхней и нижней частей корпуса относительно друг друга. Для этого на стыке корпуса с крышкой делается насечка гвоздем или другим острым предметом.
  2. Дальше снимаются фиксирующие винты крышки. Здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не деформировать крепления и не повредить механизмы внутри устройства. Все винты откручиваются по нескольку оборотов на каждый и изымаются одновременно после максимального ослабления. В процессе работы с жидкостью болты могут ржаветь и извлечь их не возможно. В этом случае, болты срезаются болгаркой, а на их место устанавливаются новые.
  3. Дальше вынимается поршень, якорь и электромагнит, изымаются прокладки.

Разобранный прибор собирается в обратном порядке. Здесь есть важные моменты, от которых зависит правильное функционирование насоса:

Прежде всего, необходимо правильно установить поршневой диск. Он устанавливается на специальное седло

При этом важно четко соблюдать расстояние между этими комплектующими и их взаимную параллельность. Если диск не становится параллельно седлу, скорее всего шток изогнут

В этом случае нужно подбирать правильное положение прокладки. Расстояние от поршня до магнитной катушки должно быть не менее 4 мм.
Собирая водяной насос, следует убедиться, что отверстия в резиновой прокладке четко попали на свои места и совпадают с отверстиями корпуса. В противном случае возможно попадание влаги на электрическую часть.
Перед полноценной эксплуатацией прибора, следует проверить его в ведре или бочке. Насос опускается в емкость без подключения шланга. Если прибор исправен, из выходного патрубка будет пробиваться струя воды с высотой 20-30 см.

Поломки в системе управления

Характерны для таких поломок следующие причины:

  • работа насоса вне воды;
  • проблемы с электропитанием;
  • не рабочий приводной электромотор.

Для безопасной работы рекомендуют устанавливать в систему управления специальный датчик для контроля за уровнем жидкости, который помогает выключатся погружному устройству при достижении минимального уровня. Работа вхолостую без воды приведет к невозвратной поломке.

Перебои с питанием приводят к нарушениям изоляционного слоя кабеля электропитания и невозможностью дальнейшей эксплуатации. Если кабель не вмонтирован в корпус напрямую, то возможна его замена, в обратном случае необходима установка нового насоса. Постоянное выбивание электропробок свидетельствует о неисправности кабеля или нарушении якорной обмотки. При повреждениях обмотки самостоятельный ремонт невозможен и требуется помощь сервисного центра.

Нерабочий двигатель означает полную замену старого насоса новым, поскольку ремонт в домашних условиях слишком сложен, а в ремонтных мастерских цена близка к покупке нового заводского исполнения.Все разборочные работы нужно проводить соблюдая меры безопасности – только после отключения от электропитания и извлечения из воды.

Как разобрать агрегат для диагностики поломки

При поломках насоса, требующих замены деталей, расположенных внутри его корпуса, потребуется разборка агрегата. Погружной насос состоит из отсека для двигателя и отсека с одной или несколькими крыльчатками, предназначение которых — захват воды. Ниже приведена схема устройства той части центробежного насоса, где установлены крыльчатки.

Как видно из рисунка, крыльчатки установлены на валу агрегата. Чем их больше, тем выше давление, создаваемое насосом. Во втором отсеке гидромашины расположен роторный двигатель. Он находится в герметичном корпусе, и чтобы открыть его, нужно знать некоторые нюансы.

Итак, чтобы перейти от теории к практике и разобрать насос, выполните следующие действия (в зависимости от производителя конструкция агрегата может отличаться).

  1. Открутите 2 винта, удерживающих сетку аппарата.
  2. Снимите сетку и проверните вал двигателя вручную. Если он не крутится, то проблема может находиться либо в отсеке двигателя, либо в насосной части аппарата.
  3. Сначала потребуется разобрать насосную часть аппарата. Открутите 4 винта, удерживающих канал силового кабеля, и отсоедините его от корпуса аппарата.
  4. Далее, следует открутить 4 гайки, удерживающих фланец насоса.
  5. После откручивания крепежа отделите от двигателя насосную часть аппарата. На данном этапе можно определить, в какой секции произошло заклинивание. Если вал насосного отсека не вращается, значит, необходимо разобрать данный узел.
  6. Окрутите весь крепеж, удерживающий нижний фланец насосной части агрегата.
  7. В штуцер, расположенный в верхней части блока, необходимо вкрутить переходник, который поможет сохранить резьбу от повреждений.
  8. Зафиксируйте насос в тисках.
  9. Подобрав подходящий инструмент, открутите нижний фланец.
  10. Теперь можно вытянуть блок крыльчаток и осмотреть его для выявления неисправностей.
  11. Далее, следует проверить опорный вал на предмет износа или люфта.
  12. Чтобы заменить (при необходимости) рабочие колеса, необходимо зафиксировать вал в тисках и открутить верхнюю гайку.
  13. На следующем этапе снимаются блоки, промываются и при необходимости заменяются на новые.
  14. Сборка насосной части аппарата производится в обратном порядке.
  15. Для разборки электродвигателя его также нужно зафиксировать в тисках.
  16. Далее, следует снять пластиковую защиту фланца, открутив крепеж.
  17. Снимите стопорное кольцо, удерживающее крышку, с помощью пассатижей.
  18. Извлеките крышку, воспользовавшись отверткой с прямым шлицем.
  19. Извлеките из корпуса резиновую мембрану.
  20. Извлеките конденсатор.
  21. На данном этапе можно проверить уровень масла, его качество, выявить причину заклинивания и т.д. Собирается блок двигателя в обратном порядке.

Профилактика и обслуживание

Для того, чтобы свой насос служил долго и надежно следует соблюдать правила эксплуатации и проводить регулярную профилактику. Периодически следует осуществлять осмотр аппарата:

  1. При выявлении протечки в местах соединения заменяют прокладки и уплотнители.
  2. Проверяют заземление.
  3. Посторонние звуки не должны присутствовать при работе двигателя.
  4. Не должно быть сильной вибрации.
  5. Измеряют давление в линии.
  6. Насос должен быть сухим и чистым.

Раз в два-три года устройство чистят, все его составляющие. Касательно моделей, которые можно разбирать. Насосы с цельным или запрессованным корпусом не подлежат ремонту, и если происходит поломка, его заменяют на новый. Как разобрать циркуляционный насос самостоятельно?


Тестирование и ремонт электрического узла циркуляционного насоса

Для этого потребуется шестигранный ключ, плоская отвертка (шлицевая) на 4 и 8 мм, крестовая отвертка.

Сперва с системы сливают всю воду, демонтируют насос и после приступают к разборке.

  1. Ключом или отвёрткой откручивают 4-6 болтов на корпусе в месте присоединения насосной части к ракушке.
  2. Снимают ракушку, крыльчатка при этом остается на валу ротора с двигателем.
  3. По периметру находят дренажные отверстия. Их должно быть четыре. Шлицевой отверткой понемногу поддевают рубашку отсека электродвигателя под крыльчаткой. Вал с ротором и рабочим колесом должны выйти из пазов и стакана статора.

Разборка агрегата на этом завершена. Далее очищают ротор, крыльчатку, ракушку от накипи и налета, не повредив детали. Нельзя использовать при этом грубый абразив. Очищать детали рекомендуется щеткой с жестким полимерным ворсом. Можно применять чистящие средства, которые содержат слабый раствор соляной кислоты. Иногда пользуются мелким наждаком – «нулевкой».

Неисправности и ремонт

Большинство насосных изделий разных марок часто сталкиваются с одинаковыми проблемами. Мы перечислим самые распространённые из них и укажем, что нужно делать для устранения неисправности:

  1. Слышен гул мотора, но агрегат не качает воду. Это значит, что прибор работает «на сухую» (без воды). Если вы уверены, что оборудование установлено правильно и проблема не связана с дебетом гидротехнического сооружения, то вероятной причиной неисправности может стать ослабление гаек, крепящих амортизатор, износ резиновых деталей (клапана) или обрыв штока. Для устранения неисправности делают следующее:

    • Найдите амортизатор насосного оборудования. На штоке есть две гайки, которые его фиксируют. Их необходимо закрутить до упора, а для большей надёжности самую верхнюю гайку лучше законтрить.
    • В случае износа клапана его нужно заменить новым изделием. Такая неисправность возникает, если агрегат качает сильно загрязнённую воду. Чтобы этого не происходило, используйте фильтр грубой очистки на входящем патрубке.
    • В случае обрыва штока починить прибор не получится, поэтому придётся покупать новый насос.
  1. Во время запуска прибора выбивает пробки. Такое может происходить из-за сгорания обмотки или неисправности электрического кабеля. Поиск проблемы стоит начать с тестирования кабеля. В случае его неисправности кабель нужно заменить. Если же он в порядке, то проблема кроется в перегоревшей обмотке. Можно попробовать заменить старую катушку новым изделием или отнести агрегат в сервисный центр для перемотки обмотки.
  2. Во время работы насос очень греется и вибрирует. Обе проблемы связаны с работой прибора «на сухую». Всё дело в том, что вода хорошо охлаждает корпус прибора, если же он работает вне этой среды, то быстро перегревается, что вызывает отслоение магнита и стопор поршня. Чтобы отремонтировать прибор, делают следующее:
    • Агрегат разбирают и, постукивая по корпусу, находят место установки магнита.
    • Затем из корпуса вынимаются все детали, а на внутренней поверхности при помощи болгарки делается насечка из вертикальных и горизонтальных полос глубиной 2 мм.
    • После этого место с насечкой смазывается хорошим влагостойким клеем или герметиком.
    • Магнит необходимо хорошо вдавить в этот клей.
    • Когда клеящее вещество высохнет, прибор можно собирать.
  1. Низкое давление может быть связано с тем, что в вибраторе оставлен слишком маленький зазор. Чтобы его отрегулировать проделывают следующее:

    • Для начала нужно проверить плотность фиксации гаек на штоке, целостность резинового клапана, а также убедиться, что нет обрыва тяги.
    • Если всё в норме, то нужно увеличить зазор для проникновения воды. Для этого на вибратор прикручивают необходимое количество шайб. Их количество может быть разным и зависит от требуемого давления и хода насосного оборудования.

Видео инструкция по ремонту скважинного насоса «Вихрь»:

Описание разборки на примере насоса «Водомет» ↑

Основные элементы конструкции насоса «Водомет» – «стакан», крыльчатка, антифрикционная шайба. Количество одинаковых ступеней прибора зависит от конкретной модели (для сооружений глубиной менее 5 м подходят модели 60/32, 150/30, свыше – 60/52, 150/45). Крыльчатки вращаются в цилиндрах-стаканах, а задача антифрикционной шайбы – предотвращать трение между деталями. При этом сами цилиндры насоса остаются неподвижными, они прочно зажаты между крышкой и пластиковым кольцом. Чтобы начать разборку любой модели марки «Водомет», в первую очередь следует отвинтить крышку.

Детали насоса

В зависимости от индекса в маркировке насосы «Водомет» могут иметь такие особенности конструкции:

  • «БК» – длина кабеля 1м;
  • «А» (расшифровывается как «автомат») – защита от сухого хода с помощью поплавкового выключателя;
  • «ДОМ» – насос дополнительно комплектуется всем необходимым для сборки системы автоматического водоснабжения;
  • «М» – в модели есть специальный штуцер, благодаря которому прибор можно установить как поверхностный;
  • «Ч» – частотный преобразователь. Модель оборудована автоматикой – защитой от сухого хода, плавным пуском, системой поддержания заданного напора.

В насосах этой марки используется система двух уплотнений. Первое уплотнение защищает насосную часть и двигатель от избыточного давления, возникающего при работе ступеней прибора. Второе уплотнение нужно для разделения двигателя и части, заполненной маслом. Радиальное уплотнение служит защитой от утечки рабочей жидкости. Все эти меры гарантируют высокую степень герметичности конструкции. Производитель также позаботился об облегчении ремонта насосов и разместил термовыключатель за пределами полости с маслом.

Схема: «Водомет-А» в системе водоснабжения

  • Крышка. Чтобы снять крышку с отверстиями для забора воды, нужно выкрутить винты. Если для разборки нужно зажать прибор в тиски, это следует делать с большой аккуратностью, подложив резину. Корпус полый внутри и может треснуть при избыточном усилии.
  • Насосная часть. Постепенно следует снять шайбы, цилиндры, крыльчатки. Их раскладывают на ровной поверхности точно в той последовательности, в которой снимают. Это потом облегчит сборку.
  • Стопорное кольцо и двигатель. Чтобы достать эти детали, корпус ставят вертикально, закрепляют и сдвигают кольцо ударом резиновой киянки, т.к. оно не проходит через резьбу. После этого корпус кладут горизонтально, оттягивают двигатель за кабель назад, вынимают.
  • Крышка отсека с проводами. Ее держат уплотнительные резинки, которые можно выбить все той же резиновой киянкой и широкой отверткой.

Разобранный «Водомет»

Диагностика неисправностей и их устранение

Прежде чем приступать к разбору насоса и его ремонту необходимо правильно определить, что именно стало причиной поломки. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся симптомы, возникающие при неисправности насосов «Гном»:

Электронасос не запускается

Возможные причины и методы их устранения:

  1. Заклинило рабочее колесо.
  2. Неисправен конденсатор в цепи электропитания.
  3. Обрыв электрической цепи, подгорание контактов.
  4. Перегорела обмотка статора.
  5. Выход из строя электродвигателя.
  6. Заклинивание подшипника двигателя.
  7. Отсутствие напряжения в сети или перерыв в подаче электроэнергии.

Убедившись в отсутствии проблем с электроснабжением, необходимо отключить насос «Гном» от электросети и произвести его разборку для выявления причины, по которой он не запускается. Осмотреть подшипники, рабочее колесо, оценить состояние обмоток электродвигателя.

Если насос работал длительное время, а затем отключился и не запускается, то перед тем как достать агрегат из воды и начать ремонтные работы, необходимо дождаться его полного остывания

Двигатель работает, но насос не качает воду

Двигатель насоса «Гном» работает, но при этом он не качает воду. Звук работающего двигателя может быть более слабым, неравномерным. Возможные причины:

  1. Забита сетка-фильтр или выходной патрубок.
  2. Двигатель работает с недостаточной мощностью.
  3. Износ подшипников и снижение оборотов электродвигателя.
  4. Отсутствует перекачиваемая жидкость или она стала слишком вязкой и плотной.
  5. Повреждение линии водоподачи (труб, шлангов).

В этом случае требуется убедиться, что отсутствует повреждение труб и шлангов, в водоисточнике имеется вода. Если всё в порядке, то необходимо отключить оборудование от электросети и осмотреть входной фильтр и выходной патрубок. При необходимости произвести их очистку и попробовать запустить насос. При износе подшипников потребуется их замена (см.ниже).

Насос запускается и сразу отключается

При запуске насос «Гном» несколько секунд работает, а затем самопроизвольно отключается. Это может быть симптомом следующих неисправностей:

  1. Выход из строя поплавкового выключателя.
  2. Короткое замыкание в цепи электромотора.
  3. Насос перегрелся и сработал термопредохранитель.
  4. Крайне низкое напряжение в электросети.
  5. Блокировка рабочего колеса.
  6. Жидкость, в которую погружён насос не соответствует его рабочим диапазонам (слишком горячая, вязкая, с большой плотностью и пр.)

В этом случае необходимо отключить электронасос «Гном» от сети и повторить попытку включения через 30-90 минут, предварительно убедившись в наличии необходимого напряжения в электросети. Этого времени достаточно, чтобы перегретый насос остыл. Если остановка насоса повторяется, то его надо достать и разобрать для выявления и устранения неисправности.

Использование автомата для защиты электродвигателя рекомендуется заводом-изготовителем и позволяет защитить насос «Гном» от замыкания и перепадов напряжения

Насос работает, но напор маленький

Насос «Гном» качает воду, но напор воды при этом значительно ниже, чем был раньше. Возможные причины:

  1. Течь на линии водоподачи (шланги, трубы).
  2. Низкое напряжение в электросети.
  3. Загрязнение рабочего колеса и недостаточная скорость его вращения.
  4. Неправильное направление вращения рабочего колеса.
  5. Большой зазор между колесом и подвижным диском.
  6. Износ рабочего колеса.

Если низкий напор не является следствием низкого напряжения в сети или течи на линии, то насос следует отключить от электропитания, извлечь из перекачиваемой жидкости и разобрать для осмотра и проведения ремонтных работ.

При износе рабочего колеса производится его замена. При засорении или неправильной установке после самостоятельной сборки, следует разобрать агрегат, прочистить и установить колесо в правильное положение.

Ссылка на основную публикацию