Проектирование трубопроводов

ВВЕДЕНИЕ

  Трубопроводный транспорт является одним из наиболее экономичных, а в случае транспорта газообразных веществ — единственным видом транспорта. С другой стороны, это один из самых капитало- и металлоемких видов транспорта. Будучи при нормальной работе экологически чистым, он может нанести невосполнимый ущерб природе при авариях

Отсюда понятно внимание,  уделяемое вопросам надежности и эффективности работы магистральных трубопроводов при их проектировании и эксплуатации.  Надежность работы обеспечивается соблюдением рекомендаций нормативных документов при проектировании и эксплуатации  трубопроводов (строительных норм и правил, норм технологического проектирования и правил эксплуатации).  Эффективность работы зависит от технического состояния объектов и оборудования и рациональности их использования. Фактические условия работы трубопроводов отличаются от проектных

Так, производительность зависит как от возможности добычи нефти и газа, так и от потребности в них. В процессе эксплуатации  меняется состояние линейной части и оборудования станций, что предопределяет изменение пропускной способности нефте- и газопроводов и изменение параметров работы при постоянной производительности. В этих условиях приходится решать следующие задачи: выбор оптимальной схемы работы при заданной производительности, определение параметров работы при максимальной загрузке, разработка мероприятий по улучшению технико-экономических показателей работы.  Решение задачи повышения эффективности эксплуатации трубопровода полностью зависит от качества выполнения анализа функционирования всего трубопровода и отдельных его элементов в предшествующий период. Результаты анализа должны позволить сделать вывод о фактическом состоянии линейной части и оборудования, рациональности их использования, экономичности используемой технологической схемы и об основных причинах, снижающих эффективность работы.  В данной работе рассматриваются указанные проблемы и возможные методы их решения. Она будет полезна студентам при выполнении дипломных и курсовых проектов и других самостоятельных работ. 

Охранные зоны

Для того что бы избежать различного рода повреждений, устанавливаются охранные зоны магистральных трубопроводов.

Они включают в себя огражденные земельные участки, длиной двадцать пять метров от основной оси трубопровода, с каждой его стороны, в том случае если транспортируется газ природного происхождения, нефть или продукты ее переработки. Если по трубам подается газы сжиженного характера, нестабильный бензин – тогда участок занимает сто метровую длину с каждой стороны. Даже если эти участки земли используются для сельскохозяйственных работ или других целях, работы на них не прекращаются. Но со стороны хозяев требуется полное соблюдение технических правил в целях безопасности.

Но категорически запрещается проводить различные работы, которые могут привести к повреждению целостности трубопровода и нормальной его функциональности (повреждение специализированных знаков, открытие люков, калиток, дверей и прочее). Устраивать на охранных зонах мусорные свалки, утилизировать разнообразные химические вещества.

Без письменного разрешения нельзя проводить различного рода постройки ближе, чем тысячу метров от оси трубопровода, а также организовывать массовые спортивные мероприятия с участием большого количества людей, загоны животных.

Запрещается проводить высадку деревьев, кустарников. Строить амбары для хранения кормов, удобрений, сена.

Предприятиям, которые занимаются трубопроводным транспортом, разрешается подъезжать к объекту только по установленным схемам подъезда. Но когда возникают аварийные ситуации, тогда разрешается подъезд со всех сторон оси трубопровода для своевременной доставки необходимой техники материалов для полного устранения неполадок. Впоследствии аварий составляется акт, в котором фиксируется весь материальный ущерб и какой погашается за счет землевладельца.

Когда трубопровод проходит через запретные зоны для общего пользования, тогда работники обслуживающие конкретный участок трубопровода получают специальные удостоверения, обеспечивающие им свободный проход в этой зоне, для технических работ.

При необходимости предприятия трубопроводного транспорта имеют право на вырубку деревьев, кустарников в охранных зонах, но только с оформлением билетов, которые дают разрешение на данную процедуру.

Все работы в охранных зонах могут производиться, только при получении специального разрешения, которое выдается после предъявления всей необходимой исполнительной технической документации, где изображены действующие магистральные трубопроводы.

Ограничения использования полимерных труб

Несмотря на большой спрос и преимущества труб из полимера, существуют ограничения к их применению, а именно следующие:

Полиэтиленовая труба

  • В климатических регионах, где температура окружающей среды может опуститься до -45 градусов по Цельсию.
  • При транспортировке сжиженного газа.
  • В районах, где амплитуда землетрясения может превышать семь баллов.
  • В случае монтажа надземных газопроводных коммуникаций.
  • При прохождении газовой конструкции над автомобильными или железнодорожными путями.
  • При прокладке газопроводной коммуникации, транспортирующей газ наружного и внутреннего вида.

В случаях невозможности установки полимерных труб, используют трубы из стали. При соблюдении всех требований к эксплуатации они обладают прочностью и длительным сроком службы. Стальные трубы можно использовать для любого способа прокладки газопроводных коммуникаций.

Доступные варианты экономии на проекте

Вопрос стоимости проекта волнует многих заказчиков. Компания – проектировщик не всегда четко отвечает на этот вопрос, чаще приводит приблизительные цифры, мотивируя это различной сложностью работ в каждом случае. Однако общее представление о сумме получить можно.

Практика показывает, что минимальной стоимость проектирования будет у государственных компаний. К примеру, тот же Горгаз может предоставить такую услугу.


Попытка сэкономить на проекте газификации может закончиться плачевно. Выполнять работу должны только грамотные специалисты, чьи услуги не могут стоит очень дешево

Но в этом случае нужно быть готовым к тому, что сроки исполнения заказа могут существенно затянуться. Иногда до полугода. Тем, кто не хочет или не может ждать так долго, нужно обращаться в частные компании, которые работают более оперативно.

Но и стоимость их услуг будет намного выше

Очень важно не ошибиться в выборе организации, которая будет осуществлять проектирование

Готовый проект должен точно соответствовать всем требованиям нормативов. Грамотные и опытные специалисты хорошо разбираются во множестве тонкостей нормативной документации и умеют с ней работать.

Каждый новый проект требует досконального изучения правил и нормативов. Профессиональные проектировщики знают, что предъявляемые к газовым системам требования могут различаться в зависимости от способа прокладки магистрали, условий строительства, типа выбранного оборудования и множества других факторов.

Если хотя бы одно из действующих правил будет не выполнено, проект возвращается на доработку. Газовые службы очень тщательно проверяют всю предоставляемую им документацию, и надеяться на их невнимательность не приходится.

Каждая из таких доработок существенно затягивает газификацию. Поэтому стоит доверить проектирование грамотным специалистам, чтобы получить качественный проект в самые короткие сроки.

Все статьи расходов, связанные с подключением газа к загородному дому, приведены в следующей статье, с которой мы советуем ознакомиться.

Основные составляющие газопровода

Голубое топливо поступает по газопроводам через специальные распределительные станции, где клапаны автоматических регуляторов должны снижать давление и обеспечивать его стабильный требуемый уровень.

Газопроводные сети состоят из:

Схема газопровода

  • внутренней магистрали;
  • наружной магистрали населенных пунктов;
  • системы автоматизированного управления;
  • средств электрохимической защиты;
  • регуляторных пунктов.

Вариантов монтажа газопровода может быть несколько. Выбор способа монтажа зависит от многих параметров и конкретного случая. Учитываются климатические условия, застроенность участка и другие параметры.

Общие положения охраны магистрального трубопровода

Существуют основные правила охраны магистральных трубопроводов, разработанные специальными службами. Эти правила обеспечивают соответствующие условия эксплуатации трубопроводов, возможность избежание несчастных случаев во время транспортировки нефтяной продукции, различных видов газов.

Данные положения есть обязательными для соблюдения, и выполнения их предприятиями трубопроводного транспорта. Органы местного управления должны владеть определенными документами, и соответственно, предоставлять их личностям или же организациям, которые хотят проводить различные действия в районе строительства трубопровода.

Население, не реже одного раза в три месяца, должно получать полную информацию от предприятия трубопроводного транспорта через местные информационные органы (печатные издания, радио, местное телевидение) о четких местах прохождения магистрального трубопровода.

Кроме общих правил к каждому трубопроводу должны быть разработаны определенные нормативные документы, которые будут обеспечивать безопасность магистральных трубопроводов.

Объекты, подходящие по структуре к данным правилам, относятся к объектам с повышенной опасностью. Это определяется совокуплением процесса перекачки, и небезопасных свойств, самого перекачиваемого вещества.

Если происходит, нарушение конструкции трубы, тогда возможен разрыв стали и даже грунта, которым накрыта труба. Возможность возгорания, взрыв, который может привести к большим разрушениям вокруг трубопровода, выход токсических веществ в окружающую среду, удушающий дым, пожар и другие опасные факторы для людей и природы.

По всей трассе, где проходит трубопровод, должны стоять специальные указатели, высота которых соответствует полтора — два метра от земли. Такие указатели должны хорошо быть видны и очередность их через каждые пятисот метров, плюс на всех углах поворотах.

На таких щитах указывается наименование и состав сооружений, технические характеристики, размеры охранной зоны, номера телефонной связи и адреса аварийных служб, которые занимаются эксплуатацией данного участка. Если проходит пересечение шоссе и трубопровода, тогда на таких местах устанавливаются дорожные знаки, запрещающие парковку транспортных средств.

Прокладка магистральных трубопроводов в местах шахтных разработок

В местах, где планируется или уже проходит горная выработка, прокладку магистральных систем рассчитывают, опираясь на все необходимые требования и технические нормы. При расчёте обязательно нужно учитывать показатели прочности трубопровода и особенность местности. Не следует забывать про то, что земная поверхность влияет на деформацию конструкции.

При прокладке трубопроводов следует учитывать рельеф местности, так как неровный грунт может приводить к деформации труб

Таблица 2

Местность Глубина заложения (м)
Болотистая 1,1
Песчаная 1
Скалистая 0,6
На пахотных землях 1

Помимо этого, в условиях горных выработок, осуществляется оснастка системы труб специальными устройствами — компенсаторами. Эти устройства выполняют защитную функцию, увеличивая деформационную способность труб.

В случае, если подземная прокладка невозможна , выполняют надземную. Также этот тип монтажа рекомендуется, если не исключены провалы грунта. Изоляцию таких трубопроводов проводят по всем техническим правилам и нормам. Современное производство труб предлагает изделия с уже нанесенным термоизолирующим и защитным слоем – это трубы в ППУ-изоляции.

В процессе своей работы трубопроводы переносят действие разных климатических условий. Магистральная труба, которая проложена в почве, «ощущает на себе» воздействие почвенной коррозии. Если же трубопровод проходит над землёй, то он подвержен атмосферной коррозии.

Конструкции, которые прокладываются под землёй, защищают от разрушения двумя вариантами защитных покрытий: нормальное, усиленное. Усиленное покрытие используют в двух случаях: трубопровод сделан из сжиженной стали или его диаметр превышает 1020 мм и более. Также подобная изоляция применима при повышенных показателях солей в почве, которая служит рабочей средой для системы труб и при прокладке трубопроводов в болотистых местностях или на подводных переходах. Кроме этого, для предотвращения губительного воздействия коррозии используют пассивные и активные средства. К пассивным относят изоляцию, а к активным — электрохимическую защиту.

Для защиты сети от коррозии и механических повреждений используют трубы с заводской изоляцией

Правильный выбор труб

Единственный материал, из которого должны быть изготовлены данные трубы это – сталь. Классифицируют их три составных – без швов, с прямым швом, которые свариваются электрической сваркой и трубы со спиральным швом их можно сваривать обычной сваркой.

Для труб различных диаметров, в свою очередь, также используют различные виды стали. Например, если рабочий диаметр трубы будет до пятисот миллиметров, тогда можно использовать спокойные и полуспокойные углеродистые и низколегированные виды стали. Когда диаметр достигает одной тысячи двадцать миллиметров, тогда используется спокойные и полуспокойные низколегированные виды стали. А вот для диаметра тысячи четыреста двадцать миллиметров – низколегированные стали, термически или же термомеханически упрочненном состоянии. Само спаянное место труб, должно по прочности соответствовать основному металлу. Неровность шва, не может быть более, чем полтора миллиметра на один метр длины трубы. Исходя из этого, общая кривизна составляет 0,2 процента всей длины трубы. Заводы, которые занимаются производством данных изделий, имеют свои стандарты и выпускают трубы длиной от 10,5 до 11,6 метра. Но прежде чем попасть в эксплуатацию трубы проходят обязательную проверку – «рентген», который позволяет вовремя заметить дефектные места и предотвратить расхождение шва во время эксплуатации трубы.

Глава 5. Проектирование линейной части трубопроводов

5.1. Требования к трубам        

5.2. Характеристики труб  при расчетах трубопроводов        

5.3. Нагрузки и воздействия   

5.4. Расчет толщины стенки трубопровода   

5.5. Проверка прочности и устойчивости подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов           

5.6. Расчет компенсаторов при подземной и наземной (в насыпи) прокладке трубопроводов

5.7. Подземная укладка трубопроводов         

5.8. Наземная укладка               

5.9. Надземная укладка                                           

5.10. Переходы через водные преграды        

5.11. Переходы через болота

5.12. Колебания трубопроводов         

5.13. Прокладка трубопроводов в горных условиях .

5.14. Переходы трубопроводов через автомобильные и железные дороги    

5.15. Криволинейные участки трубопроводов

5.10. Изоляционные покрытия трубопроводов

5.17. Балластировка трубопроводов

5.18. Электрохимическая защита трубопроводов от кор­розии          

5.19. Пдольтрассовые дороги               

Прокладка надземных газопроводов

Стоимость прокладки наземного газопровода существенно ниже подземного способа. При данном варианте монтажа, трубы укладываются на специальные опоры. Надземные газовые магистрали удобны для осмотра и ремонта, менее опасны в случае утечки газа и в отношении попадания газа в помещения. При этом следует учитывать, что трубы должны быть максимально защищены от деформирования и повреждений в результате коррозии, перепадов температур, механических нагрузок разного происхождения. Тип защиты подбирается в зависимости от условий климата в конкретном регионе.

Прежде всего, установлены определенные расстояния над землей и между опорами.

Схема прокладки надземных газопроводов

Расстояние над землей должно быть:

  • в местах прохода людей не меньше 2,2 м;
  • 5 м – над автомагистралями;
  • не менее 7,1–7,3 м над трамвайными и троллейбусными путями.

Промежуток между опорами зависит от диаметра трубы:

  • максимально допустимое расстояние составляет 100 м, если диаметр трубы не превышает 30 см;
  • 200 м при диаметре до 60 см;
  • 300 м свыше 60 см.

Учитывается толщина стенок трубы, она должна быть не менее 2 мм.

Этапы проектирования всех типов газопроводов (высокого/среднего/низкого давления)

Проектные работы при газификации объекта – это сложный процесс, выполнения которого требует строгого соблюдения нескольких основных этапов:

  • Оценка объекта газификации и определение факторов, оказывающих влияние на специфику проекта;
  • Документальное оформление разрешений на присоединение нового объекта к сети или разработка/согласование ТУ на изменение схемы газоснабжения;
  • Разработка и согласование с заказчиком всех этапов технического задания (требования к оборудованию и специфике его эксплуатации);
  • Выбор и согласование маршрута пролегания магистрали;
  • Проектирование газопроводов с учетом условий, согласованных с заказчиком и владельцами инженерных коммуникаций и подготовка бумажного варианта комплектов проектной документации;
  • Согласование готового проекта во всех инстанциях (надзорных органах) которые выдают необходимую разрешительную документацию;
  • Государственная экспертиза или получение заключений экспертов в сфере промышленной безопасности (при необходимости).

Данные и документы для разработки проекта

Для полной оценки объекта газификации и разработки четкой проектной документации требуются основные/дополнительные исходные данные, документы и материалы:

  • Исходные данные для подготовки проекта;
  • Постановление о согласовании трассы прохождения газопровода;
  • Данные о проведенных геологических изысканиях;
  • Топосъемка объекта (М 1:500);
  • Ситуационный план и геоподоснова участка, по которому проходит трубопровод;
  • ТУ на пересечение проектируемым газопроводом магистральных трубопроводов, автомобильных и железнодорожных путей;
  • План здания/сооружения в разрезе с нанесенными коммуникациями и газопотребляющим оборудованием.

В процессе проектирования учитывается множество факторов, оказывающих влияние на последующую безопасную эксплуатацию газопровода:

  • Специфика грунта и глубина залегания грунтовых вод;
  • Удаленность объекта от действующего магистрального газопровода;
  • Предполагаемый объем газа, который будет использоваться за определенный период;
  • Варианты расположения трубопровода;
  • Вид газоиспользующего оборудования.

Проектирование газопровода

На первом этапе осуществляет составление проекта, формируется система документов, в которой отображаются все технические данные. Обязательно должны быть отмечены диаметр и рабочее давление труб, а также число станций, ответственных за перекачку. В проекте содержится схема предполагаемого расположения магистрального газопровода, классификация сетей по уровню давления.Задачи составления проекта следующие:

  • гарантировать регулярную транспортировку
  • проведение профилактических мероприятий
  • высокий уровень комфорта и безопасности для потребителей.

До старта строительства проект трубопровода подвергается строгой экспертизе в государственных органах. Это необходимо, чтобы предотвратить возможные негативные последствия, которые могут возникнуть из-за ошибок в схеме магистрального газопровода. Глубину расположения труб под землей определяет тип транспортируемого вещества и уровень промерзания грунта в каждом конкретном регионе. Если есть возможность осушения и осадки грунта, то глубина траншеи должна быть более 1,1 метра.

Глава 2. Гидравлический расчет трубопроводов

2.1. Постановка задачи расчета магистрального газопровода            

2.2. Пропускная способность газопровода     

2.3. Определение основных параметров газопровода .

2.4. Расход газа на собственные нужды КС    

2.5. Совместная работа нескольких газопроводов и га­зопроводов с лушшгамп      

2.6. Лунинг       

2.7. Скорость движения газа  трубопроводе ….

2.8. Температура транспортируемого газа    

2.1. Этапы развития газопровода        

2.10. Охлаждение газа на КС  

2.11. Основные параметры магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов       

2.12. Методика гидравлического расчета магистраль­ного трубопровода   

2.13. Всасывающая способность центробежных насосов при перекачке нефти и нефтепродуктов              

2.14. Мощность электродвигателей центробежных насо­сов и расход электроэнергии па ППС

Синеок литературы    

Газопроводный транспорт России

Магистральный газопровод представляет собой инженерную конструкцию трубопроводного транспорта, используемую для транспортировки метана и природного газа. В трубу газ подается при помощи избыточного давления. Сложно поверить в то, что Россия, являющаяся самым крупным экспортером «голубого топлива», когда-то полностью зависела от сырья, приобретенного за границей. В далеком 1835 году в Санкт-Петербурге состоялось открытие первого завода по добыче «голубого топлива», который имел систему распределения от месторождения до потребителя. Газ на этом заводе получали из иностранного каменного угля. Через 30 лет аналогичное предприятие было возведено в Москве. Однако, вследствие высокой стоимости строительных работ, а также наличия только импортного сырья первые газопроводы России строили маленького размера. С развитием технологий, увеличивались В составе магистрального газопровода присутствуют основные и дополнительные трубы. Диаметр дополнительных труб не должен быть больше 1420 мм. Он зависит от особенностей объекта. Все трубопроводы делят на три класса, которые зависят от уровня давления, под которым транспортируется вещество. Данный параметр необходимо обязательно учесть на этапе проектирования, потому что при превышении норм повышается и вероятность аварий. Давление может колебаться в пределах от 1,2 до 10 МПа. Стандартным рабочим давлением является показатель в 7,5 Мпа. Магистральные газопроводы России бывают:

  • надземные
  • подземные
  • подводные.

Надземные основные магистральные газопроводы вследствие небольшого подъема не мешают движению транспортных средств. Такой вариант применяется, чтобы преодолеть водные препятствия, овраги и другие преграды. Строительство подземных сетей ведется в особых траншеях, глубина которых определяется уровнем промерзания грунтов

По этой причине в процессе проектирования системы для транспортировки влажного газа нужно обязательно принимать во внимание климатические особенности местности, состав грунта, а также диаметр труб. К примеру, осушенный газ транспортируется по траншее глубиной 0,8 м

На дне траншеи обязательно должен находиться слой утрамбованного песка, а укладываемые трубы должны быть покрыты несколькими слоями битумно-полимерной мастики или полимерной скорлупой. Только после этого траншею заполняют грунтом.Подводные системы прокладывают для передачи продуктов из морских территорий, на дне рек или больших озер. Стандартная комплектация трубопровода включает главную и промежуточную компрессорную станции. До попадания к конечному потребителю газ подается в специальный распределительный пункт, где давление снижается до уровня, предусмотренного местными трубопроводами. Карта магистральных газопроводов России выглядит следующим образом:Чтобы гарантировать сбалансированность функционирования системы прямо в районе потребления формируются специальные хранилища. Например, летом в этих хранилищах накапливают газ, который потом используется во время отопительного сезона. Нельзя допускать разрушения труб вследствие их контакта с грунтом, водой или воздухом. Эту задачу помогает решить внешняя противокоррозионная изоляция. Кроме этого, применяют катодную защиту, которая работает на базе отрицательного потенциала. Важным моментом является обеспечение высокого уровня надежности газовой сети. Этого можно достичь при помощи:

  • наличия перекачивающего оборудования на компрессорных станциях
  • применения высококачественных стальных труб
  • формирования дополнительных параллельных линий, сочетающихся с основной, благодаря перемычкам.

Виды магистральных трубопроводов

Магистральные конструкции, которые осуществляют транспортировку различного рода продуктов, могут быть разных видов. Их типы определяют по тем или иным параметрам.

Каждый тип трубопровода работает под определенным давлением и по этому критерию сети делятся на классы

В зависимости от показателей рабочего давления трубопроводы бывают:

1. І класса.

2. ІІ класса.

3. ІІІ класса.

К первому классу относятся конструкции с самыми высокими показателями рабочего давления, более 25 кгс/см². Второй класс обладает средним уровнем давления — от 12 до 25 кгс/см². Давление для третьего класса является самым низким — до 12 кгс/см².
Помимо этого, подобные конструкции разделяют на:

  • магистральные;
  • местные.

Магистральные трубопроводы, как уже было сказано, осуществляют перемещение различных продуктов от мест, где их добывают, до потребителей. Местные, в свою очередь, используются для сбора природного газа и распределения его в населённых пунктах или же на производствах различной направленности.

Кроме этого, существует классификация этих конструкций по диаметру. Исходя из показателей диаметра труб, выделяют 4 основных класса:

I — диаметр от 1000 и до 1200 мм;

II — с 500 до 1000 мм;

III — от 300 до 500 мм;

IV — 300 и ниже.

Существует несколько разновидностей магистральных конструкций по тому, как их прокладывают:

  1. Наземные. Такой тип прокладывают на специальных опорах, используя арочный или балочный метод. В редких случаях применяется висячий метод.
  2. Подземные. Прокладка этого типа трубопроводов осуществляется в почве посредством специальных канав. Помимо этого, конструкции могут монтироваться на опорах в тоннелях.

Магистрали делятся на наземные и подземные; первые устанавливаются на опорах либо просто укладываются на землю

Иногда встречаются ещё два типа конструкций: подводные и плавающие. Их применяют при прокладке по дну естественных водоёмов или же на поверхности воды.

Помимо этого, трубопроводы принято разделять по величине конструкции на:

1. Магистральные конструкции. Осуществляют транспорт разных веществ на многокилометровые расстояния. В большинстве случаев они переносят нефтегазовые продукты. В состав магистральных конструкций входят различные насосные установки и газораспределительные устройства. Помимо этого, они имеют линейные части и специальные агрегаты, которые выполняют подготовительную работу. Функционирование насосов осуществляется непрерывно. Сбои происходят редко, неполадки в конструкции устраняются очень быстро.

2. Технологические конструкции. Такие системы применяются на различных предприятиях. Они транспортируют необходимые для функционирования предприятия вещества: пар, газ и т. д. Помимо этого, они выполняют функцию отвода отходов производства.

3. Коммунально-сетевые трубопроводы. Применяются для переноса горячей воды или пара. Установка таких систем отличается своей сложностью. По выполняемой работе такие системы подразделяются на: транзитные, распределительные и разветвления.

4. Судовые трубопроводы. Такие системы применяются для перекачки сырья на судах различных типов. Они обладают отличительными свойствами и техническими характеристиками, которые зависят от характера работы.

Магистрали на перерабатывающих предприятиях называются технологическими

5. Машинные трубопроводы. Конструкции, которые имеют небольшие размеры относительно других типов и выполняют функции по подаче топлива, машинного масла и т. д.

По характеру транспортировки жидкости встречаются следующие виды конструкций:

  • напорные.
  • безнапорные.

Первый тип обладает внутренним абсолютным давлением среды, равным 0,1 МПа. Второй тип осуществляет перемещение жидкости за счёт наклона сооружения.

Виды трубопроводов по схеме производства

Схема изготовления таких систем дифференцирует их на два типа:

  1. Простые.
  2. Сложные.

Первый тип имеет последовательное соединение одной конструкции без ответвлений. Сечение такой системы может быть разного диаметра. Сложные конструкции являются сетью из труб и ответвлений. Такие конструкции могут обладать последовательными, параллельными и прочими вариантами соединения элементов.

Ключевые моменты в работе сети

Во-первых, производительность. Она рассчитывается с учетом топливно-энергетического баланса районов, куда будет осуществляться транспортировка. Прогнозируются максимальные нагрузки. А также нужно учесть, что конкретный регион может развиться в будущем, поэтому возрастет и объем доставляемого газа.

Для повышения производительности используется лупинг газопровода. Если трубопровод работает в средней мощности, тогда центробежные нагнетатели особо не сказываются на эффективности. Зато их роль возрастает при повышении нагрузки.

Во-вторых, автоматическая регулировка. При проектировании сети анализируются особенности управления магистральными газопроводами. Для этого определяют устойчивость системы и обнаруживают процессы, которых не хватает для сбалансированного функционирования.

Важность автоматической регулировки возрастает прямо пропорционально расстоянию транспортировки

Современные технические средства позволяют изменять производительность в автоматическом порядке. Если необходимое оборудование отсутствует, тогда скорость и эффективность транспортировки падают буквально к нулю.

С одной стороны, движение вещества происходит под воздействием инерции. Зато с другой — система замедляет перемещение как за счет закруглений труб, так и непосредственно из-за внутреннего сопротивления. Учитывая сложность устройства оборудования, к обоим факторам нужен индивидуальный подход.


За управление магистральным газопроводом отвечает государственная компания. В России это ОАО «Газпром»

Третий ключевой момент — обозначения. Специальные символы выполняют информационную и предупредительную функции. Размещение знаков — обязательное правило использования магистральных газопроводов.

Обозначения позволяют определить объекты, зону и глубину трубопровода. Фактически это столбики с двумя информационными блоками. На вертикальном указывается площадь территории особой опасности, место залегания и другие важные особенности.

А горизонтальный, с информацией о размещении опасного участка, устанавливают под углом до 30 градусов относительно поверхности земли. Он показывает расстояние в километрах по всей трассе.

Разновидности газопроводов

Газопроводные коммуникации классифицируются в зависимости от давления и расположения.

По уровню давления могут быть:

Давление газа в трубе

  • низкого давления (до 5 кПа);
  • среднего давления (до 0,3 Мпа);
  • высокого давления (до 1,2 Мпа).

Газопроводные коммуникации со средним и высоким показателем давления предназначаются для подачи газа к предприятиям промышленного производства и газораспределительным станциям, поэтому целесообразно строить их как ресурс для крупного производства.

Газопровод низкого давления используется для подачи газа непосредственно в жилища, таким образом, строить его необходимо для населенных пунктов, жилых и общественных объектов.

По расположению могут быть следующего вида:

  • подземным;
  • наземным;
  • наружным;
  • внутренним.

Монтаж каждого вида имеет свои особенности и нюансы. Выбор способа прокладки газопровода зависит от многих показателей, например, характерных свойств грунта, климатических условий.

Газопроводные коммуникации делятся на:

  • магистральные газопроводы;
  • газопроводы распределительных сетей.

Магистральные газопроводы. Предназначаются для доставки газа на большие расстояния. На определенных расстояниях должны быть установлены газокомпрессорные станции, которые предназначены для поддержания давления.

Газопроводы распределительных сетей предназначены для подачи газа от газораспределительных станций к потребителям.

Ссылка на основную публикацию