Пусковое реле холодильника

Принцип действия пускозащитного реле

Схема холодильника и реле (система реле-компрессор)

Мы будем рассматривать установку Атлант, однако адаптировать ее и применить на другом типе холодильников, проблем не составит.

Схема подключения

Принцип действия достаточно прост, он широко применяется во многих устройствах, содержащих электродвигатель. Двигатель вращает коленвал, который располагается внутри корпуса. С каждым оборотом поршня приводится в движение поршень; получаются вращательно-поступательные движения. Это и заставляет газ проходить через клапан всасывания, после чего попадать в холодильную камеру.

Задача компоненты в том, чтобы запустить двигатель, благодаря которому и работает компрессор. Чтобы правильно подключить, следует сперва понять из чего узел состоит.

Пускозащитное реле состоит из таких компонентов как недвижимые и движимые контакты, сердечник и его штоки, нагревательные элементы и контакты.

Чтобы установка мотора прошла корректно, следует тщательно изучить работу пускового механизма.

Реле – основа, благодаря которой запускается мотор; именно это устройство выключает его в нужные моменты. Таким образом, оно «спасает» двигатель от перегрузок, заставляет его работать в более щадящем режиме, продлевая срок службы в десятки, а иногда даже в сотни раз.

Алгоритм подключения к компрессору

Прежде, чем приступить к работе, советуем детально изучить схему подключения компрессора.

Устройство пускового реле

Для того, чтобы произвести замену (установку) компрессора нам понадобится тестер (мультиметр), компрессор и, конечно же, пусковое реле

Важно помнить, что запустить компрессор без прибора можно, однако это делается только ради проверки двигателя, в диагностических целях.  Если вы хотите установить мотор, чтобы получить работающий полноценный холодильник, всегда следует подключать реле

Мультиметр следует выставить на килоомы (или Омы), после чего замерить сопротивление между обмотками конденсатора. Рабочей обмоткой будет то место, где сопротивление минимально. Именно это место следует подключать к сети 220 Вольт через реле.

Получаем реле, к которому подключено 4 провода: 2 идут от конденсатора, 2 непосредственно от вилки. После этого реле подключается к мотору и вилка включается в розетку.

Это позволяет протестировать компрессор: после подключения к сети, в одну трубку воздух должен всасываться, из другой, наоборот, выдуваться.

Часто так случается, что после подключения, двигатель не работает. Причиной, почти всегда, является клин. Чтобы избежать ее, бежать в сервис вовсе необязательно, можно произвести расклинивание самостоятельно.

Вам понадобится специальное устройство, которое состоит из двух диодов. Устройство нужно подключить к обмоткам мотора и дать кратковременное напряжение на несколько секунд. После этого, спустя 30 секунд повторить процедуру. Расклинивание происходит благодаря «раскачиванию» мотора – с частотой 50 Гц вал двигается в обе стороны, такие вибрации купируют клин полностью.

Конструкция пускозащитного реле. Разница в местоположении разных типов

Пускозащитное реле состоит из следующих компонент:

  • недвижимые контакты;
  • движущиеся (динамические) контакты;
  • штоки сердечников;
  • сердечник;
  • биметаллическая пластина и ее нагревательный элемент;
  • контакты.

Чтобы установка мотора прошла корректно, следует тщательно изучить строение и принцип работы. Иначе процедура запуска компрессора может не увенчаться успехом.

Проверка работоспособности компрессора

Проверить мотор можно при помощи тестового прибора, переключенного в режим измерения сопротивления. С реле демонтируется защитный кожух, из корпуса насосного агрегата выведены 3 провода, которые подсоединены к общему выходу, рабочей и пусковой обмотке. Щупы прибора поочередно подсоединяются к контактам, сопротивление обмоток зависит от модификации электрического двигателя и даты выпуска. Нормальным считается значение в диапазоне 15-40 Ом, при отклонении параметра на 10 Ом и выше агрегат неисправен.

Для проверки состояния изоляционного слоя тестер подключается к выводам и корпусу компрессора. Рекомендуется прикладывать щуп к участку с удаленным слоем краски. На исправном агрегате цепь будет разомкнутой (измеритель покажет бесконечное сопротивление). После этого запускаем компрессор, подсоединив провода напрямую к контактам в распределительной коробке. Если прибор покажет конечное значение сопротивления, то имеется пробой или повреждение изоляционного слоя. Такое изделие запускать запрещено во избежание поражения пользователя электрическим током.

Принцип действия пускозащитного реле

Пусковую катушку нужно отключить, когда обороты набраны. В момент старта обмотки потребляют большой ток, эффект позволяет отследить момент перекоммутации. Пусковое реле холодильника выполняет защитные функции (не всегда). Опцию реализует разогрев чувствительного элемента электрическим током. Порог превышен — цепь разрывается, невзирая, достигнут нужный режим холодильника согласно показаниям термостата или нет. Придумано две схемы работы пускового реле (одновременно может быть защитным):

«Таблетки» работают на основе материала, расширяемого нагревом. Изначально рабочий элемент холодный, пусковая обмотка потребляет ток, обеспечивая плавный пуск асинхронного двигателя. Постепенно температура таблетки поднимается, вызывая размыкание контакта, включенной остается рабочая катушка. Полагаем, для поддержания режима внутри реле установлен механизм предотвращения охлаждения таблетки. Дроссель рабочей обмотки, греющий элемент. Если таблеточное реле ломается, часто внутри можно услышать шорох рассыпавшегося порошка, изменяя положение корпуса прибора.
Индукционные реле основаны на действии электромагнитов. При запуске ток большой и за счет этого сердечник прижимает контакты пусковой катушки. Со временем потребление двигателя падает

В результате сила тока уже не уравновесит пружину, контакты пусковой катушки размыкаются
Обратите внимание: важно сориентировать реле в пространстве правильно. Часто сердечник падает, увлекаемый действием силы тяготения
Зато и тестировать такие элементы гораздо проще: повертите из стороны в сторону, чтобы контакты пускового реле изменяли сопротивление от нуля до бесконечности.

С таблетками часто идут в одном корпусе тепловые реле на биметаллической пластине. Через него проходит ток рабочей катушки. Как только величина превысит порог срабатывания, то контакты размыкаются, останавливая компрессор. Схема реле холодильника биметаллического типа основана на нагреве чувствительного элемента. В этом нет ничего сложного! Две пластины приварены друг к другу плотно. Коэффициент расширения металлов в них различен. Когда происходит нагрев двойная пластина изгибается в сторону материала, который меньше удлиняется. Становится возможным срабатывание реле. Такая схема часто применяется бытовой техникой.

В индукционных реле часто используется нагревающаяся спираль. Здесь материал уже один. Но греет (!) биметаллическую пластину. Через спираль проходит ток рабочей катушки. Если ампераж слишком велик, то биметаллическая пластина разрывает контакты. У индукционного пускозащитного реле виды неисправностей следующие:

  • перегорела спираль, в этом случае контакты не будут звониться в любом положении;
  • заклинило сердечник, запуск двигателя не выполняется, или мотор глохнет через 5 – 10 секунд;
  • нарушен режим работы пластины, холодильник отключается даже в нормальном режиме.

Хотим обратить внимание: тепловая защита полностью аварийная. В нормальном режиме работы срабатывать реле не должно

В то же время пусковая функция сопровождает холодильник в течение периода эксплуатации. Процесс переключения сопровождается легким щелчком. Пускозащитное реле в холодильнике часто слышим, когда прибор работает.

Принцип работы пускозащитного реле холодильника

Как отключается пусковая катушка при набранных оборотах? В начале работы реле наблюдается максимальное потребление энергии, на чем все и основано. Помимо этого, часто пусковое реле используется для дополнительной защиты. Отключение осуществляется при разогреве специального элемента. После достижения максимального значения цепь теряет целостность, вне зависимости, достигнут ли установленный режим холодильника. Существует следующие схемы функционирования пускового реле:

«Таблетки». Изготавливаются из вещества, способного к расширению при нагреве. При включении холодильника деталь является холодной. Однако при постепенном повышении температуры, происходит размыкание контакта, благодаря которому функционирующей остается только катушка. Некоторые специалисты считают, что поддержания нужного режима можно осуществить посредством использования дросселя рабочей обмотки. Проверить это можно опытным путем.

Индукционные реле работают по принципу взаимодействия электромагнитов. Во время запуска системы холодильника потребляют максимальное количество энергии, что приводит к взаимодействию сердечника и контактов пусковой катушки. При падении силы тока, которое последует дальше, механизм ослабляется и соединения размыкаются.

Важно заметить, что вместе с таблетками часто корпус устройства также комплектуется тепловыми реле, установленными на биметаллических пластинах. Это позволяет размыкать контакты сразу после превышения порога срабатывания

Работа реле такого типа осуществляется посредством нагрева чувствительного элемента. Такая схема защиты компрессора считается одной из самых распространенных для бытовой техники.

Пускозащитное, или пусковое реле, используемое в некоторых моделях холодильников, формой напоминает таблетку. Этот элемент расположен у корпуса мотор компрессора (черная деталь). Интересно, но для данной детали производители всегда выбирают черный цвет. Но почему?

Черный цвет способен поглощать, а также излучать тепло. Движения процесса зависят от температурной разницы внешней среды и компрессора. В ситуациях, когда мотор нагревается, происходит выделение тепла. Для ускорения процесса охлаждения иногда используется вентилятор, благодаря которому тепло быстрее уходит в окружающее пространство.

Пускозащитный элемент, как правило, имеет:

  • фазу на 220 В и фазу заземления (при двух входах);
  • пусковую и рабочую обмотку асинхронного двигателя, а также фазу земля (при трех входах);

Облегчить процесс подключения холодильника для потребителя помогают цвета, в которые окрашены провода

Однако, даже при очевидных условиях, ремонт холодильника и его составляющих рекомендуется делать осторожно. Чтобы определить землю компрессора, можно снять небольшой слой краски с корпуса, что даст возможность проверить все контакты

Несмотря на простоту такого метода, его лучше оставить на случай, если другие варианты исключены.

Принцип работы пускового реле

Несмотря на большое количество производителей комплектующих к холодильникам, схема работы и конструкция пусковых реле практически одинакова. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.

Схема устройства и подключение к компрессору

Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую, а другой (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:

  • первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
  • второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.

Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов.

Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.

Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. На рисунке приведена схема подключения этого устройства в холодильнике Орск

Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор для понимания расположения проходных контактов.

Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:

  • «S» – пусковая обмотка;
  • «R» – рабочая обмотка;
  • «C» – общий выход.

Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.

Замыкание контактов посредством индукционной катушки

Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.

В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток.

В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.

При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается.

Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.

На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка «верх», которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести

Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.

Регулирование подачи тока позистором

Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора.

Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.

В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.

По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи.

Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.

Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют «таблеткой»

Реализация защиты токового типа

Асинхронный мотор представляет собой сложный электрический прибор, который подвержен поломкам. Если произойдет короткое замыкание, то сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите.

При отказе вентилятора, который охлаждает обмотку и механические подвижные элементы, среагирует встроенная тепловая защита компрессора.

Внутренняя тепловая защита электродвигателя основана на позисторах. Она реагирует на общее изменение температуры внутри устройства, которое может иметь как внутренние, так и внешние причины

Однако может возникнуть ситуация, когда мотор длительное время (более 1 секунды) начинает потреблять ток больше номинального в 2-5 раз. Чаще всего это происходит при незапланированной нагрузке на валу, возникающей из-за заклинивания двигателя.

Сила тока возрастает, однако не достигает значений короткого замыкания, поэтому автомат не сработает. Причин отключения у тепловой защиты тоже нет, так как температура за такой короткий промежуток времени не изменится.

Единственный способ оперативно среагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – срабатывание токовой защиты, которая может быть установлена в разных местах:

  • внутри компрессора;
  • в отдельном токозащитном реле;
  • внутри пускового реле.

Устройство, сочетающее функции включения пусковой обмотки и токовой защиты двигателя называют пускозащитным реле. Большинство компрессоров холодильников комплектуют именно таким механизмом.

Действие токовой защиты основано на трех принципах:

  • при увеличении силы тока возрастает сопротивление, что приводит к нагреву токопроводящего материала;
  • под действием температуры происходит расширение металла;
  • термический коэффициент расширения для разных металлов отличается.

Поэтому используют биметаллическую пластину, которая сварена из металлических листов с отличающимися коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается при нагреве. Один ее конец фиксируют, а второй, отклоняясь, размыкает контакт.

Для нагрева биметаллического размыкателя обычно располагают рядом спираль, через которую проходит электричество. Хотя иногда реализуют «прямой» вариант в виде токопроводящей пластины

Пластина рассчитана на температурное реагирование при прохождении тока определенной силы. Поэтому при замене пускозащитного реле необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.

Причины выхода из строя реле холодильника

Такие узлы, как мотор-компрессор и испаритель лучше не пытаться ремонтировать самостоятельно. Если вы разбираетесь в электротехнике, можно попробовать сэкономить деньги и время на обращение в сервисный центр и провести замену пускозащитного самостоятельно.

Реле – достаточно несложное устройство, и причин его выхода из строя немного:

  • Заклинивание подвижной контактной группы. В этом случае контакты не замыкают цепь. Или, наоборот, не размыкают ее.
  • Выход из строя (перегорание) нагревающей обмотки
  • Потеря упругости биметаллической пластины.

Внешне неисправность устройства проявляется следующим образом:

  • Двигатель компрессора не запускается.
  • Двигатель работает некоторое время, обычно не более 10 мин., а потом останавливается.
  • Двигатель начинает работать, но не отключается, хотя заданная и в холодильнике уже достигнута.

Чтобы определить, что вышло из строя именно реле, рекомендуют отключить от него клеммы и подключить их напрямую к двигателю. Если он заработал – дело было в реле.

Другой способ диагностики – подключить заведомо исправное устройство. Если двигатель заработал нормально, с периодическими отключениями через 10-20 минут, то исправное устройство можно просто оставить на своем месте. Стоимость детали для наиболее распространенных марок находится в пределах 500-1000 рублей.

Сходные признаки наблюдаются и в случае утечки хладоносителя, что затрудняет диагностику.

Перед тем, как начинать снимать устройство с холодильника, стоит проверить еще несколько моментов.

  • Видны следы обгорания или оплавления проводов и разъемов. Такое устройство подлежит безусловной замене.
  • Ослабло крепление устройства. В этом случае подвижные контактные группы может заклинивать. При этом мотор начинает вибрировать. Следует подтянуть или заменить элементы крепления.
  • Разболтались разъемы. Контакты следует зачистить и поджать.

Если в ходе самостоятельно диагностики и ремонта достичь успеха не удалось – не следует пытаться разбирать узлы холодильника, особенно мотор-компрессор. Лучше обратиться в сервисный центр.

Замена реле своими руками

Если вы провели полную диагностику холодильника и выявили, что цепь работает нормально и обрывов нет, необходимо проверить пусковое реле. Для этого следует снять с него крышку, высверлив все алюминиевые заклепки (ее установка обратно осуществляется при помощи специальных гаек и винтов). Кстати, в старых моделях холодильников эта крышка крепится посредством обычных защелок, которые просто отодвигаются отверткой.

К наиболее распространенным причинам поломок относится обгорание контактов пары. Кроме того, в катушке может также заклинить сердечник либо же поломаться шток, который клинит пружину.

Во время ремонта своими силами необходимо аккуратно достать катушку (как правило, она крепится на простых защелках). После следует извлечь из нее контакты со штоком и сам сердечник, а затем очистить все элементы от пыли и грязи (для этого можно использовать мягкую ткань и спирт). Если потребуется, нужно зачистить сердечник напильником или наждачной бумагой для обеспечения в канале катушки свободного хода. Аналогичную зачистку следует провести для всех контактов.

Нередко причина выхода из строя пускового реле кроется в поломке штока. При необходимости можно попробовать заменить пластмассовый заводской шток самодельным. Он делается из обычного гвоздя размером 5х35 мм, и следует отметить, что при правильной замене металлический шток прослужит дольше пластмассового. После установки нового штока устройство собирается в порядке, обратном его разборке, а затем устанавливается на прежнее место, далее к нему подводятся контакты.

Не менее распространенной неисправностью является перегорание нагревателя, расположенного в реле тепловой защиты. Такая поломка диагностируется посредством тестера при снятой крышке детали. Если она была подтверждена, потребуется заменить реле на новое.

Настоятельно не рекомендуется производить замену самостоятельно, поскольку при отсутствии должного опыта и определенных знаний результат процедуры может быть достаточно непредсказуемым: к примеру, холодильник может полностью выйти из строя и в дальнейшем не подлежать ремонту. Лучше сразу же обратиться за помощью к специалистам.

Как проверить параметры работы компрессора холодильника

При неисправности или отсутствии включения, нужно мультиметром проверять сопротивление, так как, если есть поломка, то может ударить током. Другими словами, проверка тестером проводится для исследования обмотки, на предмет выявления ее повреждений. Мастера называют это прозваниванием. Проверить исправность компрессора холодильника первоначально можно по 3 основным параметрам.

Проверить параметры работы компрессора холодильника можно, но для этого нужны определенные знания

А именно, по:

  • Сопротивлению;
  • Давлению;
  • Току.

Если обмотка действительно повреждена, то может прыгать уровень напряжения и перебрасываться на поверхность корпуса. Как правило, такое может происходить со старыми устройствами

Исправность холодильного оборудования проверяется посредством замера сопротивления в каждом контакте из 3 присутствующих, причем, вместе с корпусом оборудования, причем важно, чтобы в месте, где проводится прозванивание, не присутствовала краска. Если сопротивление обмоток не скачет, и нет повреждений, то на табло устройства для диагностики будет светиться значок бесконечности

В противном случае, компрессор можно назвать неисправным.

Нужно правильно включить клеммы имитатора в позистор к полости нагнетающего штуцера, все надежно подключить, а далее снимаются показатели именно при включенном компрессоре. Если на табло выводится давление в 6 атмосфер и цифра начинает увеличиваться, то диагностика подтверждает работоспособность устройства. Если давление будет ниже или начнет падать, то требуется замена корпуса давления.

Не менее важно прозвонить и узнать работает ли тепловое пусковое реле, что позволит определить то, что поступает ли на двигатель ток. Желательно взять за основу реле в рабочем состоянии, что подтверждает тестирование, а далее воспользоваться таким устройством, как мультиметр с клещами

После подключения рабочего реле на полость компрессора, требуется мультиметр. Проводится это посредством зажатия одного из проводков при помощи клещей. От того, какой мощностью обладает двигатель, напрямую зависят показатели на тестере. К примеру, если мощность составляет 140 Вт, то дисплей позволит снять показатели 1,3 В. Если мощность составляет 120 Вт, то показатели могут варьироваться в пределах 1,1-1,2 В. В этом случае пускозащитное реле исправно и пригодно для работы, однако чаще всего бывает то, что компрессор сломался, и специалисты рекомендуют начинать проверку именно с него.

Схема холодильника Атлант

Агрегат для охлаждения продуктов питания состоит из таких компонентов:

  1. Электродвигатели компрессора. Его запуск, а также защита от воздействия факторов внешней среды и сопровождающих процессов осуществляется посредством пускозащитного реле. Цикл работы предусматривает включение и выключение, происходящие через равные промежутки времени. За это отвечает температурный датчик-реле.
  2. Конденсаторы.
  3. Вентиляторы. Предназначены для охлаждения конденсатора. Осуществляют работу совместно с компрессором, их деятельность регулируется терморегулятором. Часто используют специальные вентиляторы для осуществления принудительной циркуляции воздуха;
  4. Электролампы. В их конструкции электрический патрон, выключатель, лампа накаливания. Цоколь изготовляется из алюминия или латуни, мощность варьируется от 15 до 25 Вт. Автоматическое включение устройства для освещения происходит при открытии дверцы;
  5. Пускозащитное реле.
  6. Терморегулятор.
  7. Датчик реле. Содержит систему, обладающую чувствительностью к температурному режиму, контакты, устройство, которое обеспечивает их переключение, выводные клеммы, дифференциальный винт, и узел, отвечающий за настройку температуры. Устанавливается данный элемент, в месте, куда не проникает влага, например, снаружи или в камере агрегата.

Схема холодильника Атлант

Электрическая схема холодильной установки Атлант спроектирована таким образом, чтобы предотвратить быстрый выход их строя элементов, которые в нее входят. Пример на фото.

Как подключить и отрегулировать реле

Если холодильник совсем перестал включаться, то провести проверку будет по выше описанной схеме не представляется возможным.

Для начала следует произвести демонтаж. Выключите холодильник из розетки, удалите регулировочную ручку, крепеж и снимите все защитные элементы.

Для заземления используется провод желтого цвета (чаще всего на нем также имеется зеленая полоска).

Разводка проводов

Этот кабель не трогайте, а все остальные соедините друг с другом (лучше всего – установить специальную шину, которая соединяет контакты). Если после этого холодильник не включается, это означает, что проблема скорее всего в компрессоре.

Очень важно понимать и помнить какой именно провод для чего был предназначен. Очень важно перед заменой проверить работу компрессора

Если компрессор работает исправно, значит следует осторожно снять реле и подключить на старые провода новое устройство. Помните, что перепутав провода, можно вывести из строя новое реле

Очень важно перед заменой проверить работу компрессора

Если компрессор работает исправно, значит следует осторожно снять реле и подключить на старые провода новое устройство. Помните, что перепутав провода, можно вывести из строя новое реле

Помните, что перепутав провода, можно вывести из строя новое реле.

Чтобы отрегулировать компонент, советуем задействовать вышеописанную схему: поместите термометр внутрь камеры, запустите холодильник по максимуму и ожидайте выключения. Каждый раз настраивайте реле так, чтобы выключение мотора происходило одновременно с достижением установленной температуры.

Ремонт пускового (пускозащитного) реле

Подозревать тепловое реле холодильника Стинол при возникновении проблем с бытовым прибором следует при таких ситуациях:

  1. Отсутствие реакции на включение холодильной установки Стинол 103. Если пускозащитное тепловое устройство в порядке, то причину нужно искать в цепи подачи электропитания или в термостате;
  2. Затруднения с запуском компрессора. Он либо вообще не включается, либо включается и через несколько секунд выходит из рабочего режима;
  3. Шумная работа мотора. Тепловое реле периодически включается из-за проблем с компрессором. В результате оно быстрее изнашивается и выходит из строя;
  4. Слишком низкая температура в морозильной камере холодильника Стинол. К дополнительным симптомам можно отнести недостаточность регулировки посредством терморегулятора, шум при работе компрессора и теплового реле, повышенный расход электричества. Причина этого явления в залипании контактов пускового или пускозащитного реле. При игнорировании проблемы возможно серьезное повреждение мотора-компрессора и его последующая замена;
  5. Короткий цикл функционирования бытового прибора Стинол 103. К признакам неисправности относят слабое обмерзание морозильной камеры Стинол, частое выключение мотора, неполадки с конденсатом, выход терморегулятора из строя.

В подобных ситуациях необходимо получить доступ непосредственно к пусковому (пускозащитному) реле. Для этого:

  1. Отключаем холодильник Стинол 101 от электрической сети.
  2. Ищем тепловое реле, оно находится около мотора-компрессора.
  3. Разжимаем скобу, сделать это можно посредством отвертки.
  4. Отключаем пускозащитный механизм от мотора.
  5. Разбираем корпус пускового реле для компрессора холодильника Стинол:
  • отделяем болт;
  • освобождаем крышку.
  1. Проводим визуальный осмотр конструкции.
  2. Отделяем контакты, проводим их очищение спиртовой салфеткой и наждачкой.
  3. Вынимаем шток, осматриваем его, зачищаем поврежденные места.
  4. Проверяем состояние катушки, сердечника и пружины.

Если явных повреждений не видно (гнезда не обгорели, корпус чист, а вольфрамовая пружина не ослаблена), остается собрать пусковое реле для холодильника Стинол обратно, вставить его на место и подключить бытовой прибор к электричеству. Если он на протяжении получаса работает без перебоев и лишнего шума – значит неполадка устранена. Противоположный результат является основанием для вызова профессионального мастера и (или) замены пускозащитного реле.

Причины неисправности и замена

Пускозащитное реле, обеспечивающее запуск и отключение пусковой обмотки холодильника, может выйти из строя из-за износа деталей, механических повреждений, окисления или обгорания контактов. Устройство состоит из следующих элементов: сердечника, катушки и двух пар контактов (подвижной и неподвижной). Если один из них выходит из строя, в работе холодильной установки могут наблюдаться такие нарушения:

  • мотор не запускается;
  • мотор запускается, но глохнет уже через 10 минут работы;
  • мотор работает без остановок.

Чтобы продиагностировать состояние «включателя», следует отсоединить от него контакты и подключить их к двигателю напрямую. Причина поломки может заключаться в перегорании нагревающей спирали, потере упругости пружинной пластины, заклинивании сердечника или подвижных контактов.

Замену реле желательно доверить специалисту, поскольку выполнить эту процедуру качественно, не имея опыта и специальных знаний, довольно непросто. Для подробного изучения причины неисправности устройство необходимо аккуратно демонтировать, мастера умеют это делать грамотно и быстро.

Чтобы отремонтировать пусковое реле холодильника самостоятельно, необходимо:

  • извлечь катушку;
  • очистить сердечник и контакты со штоком смоченной в спирте салфеткой;
  • зачистить рабочие поверхности контактов наждачной бумагой;
  • заменить шток, если он сломан;
  • собрать устройство и установить его на место.

После починки оборудование необходимо протестировать.

Выводы и полезное видео по теме

Видео #1. Обзор принципа действия, типов и основных неисправностей пускозащитного реле:

Видео #2. Признаки поломок распространенного пускового реле РКТ. Подключение внешнего конденсатора для компенсации нестабильного напряжения:

Видео #3. Прозвон двигателя и реле. Ремонт катушки:

Несложная конструкция пускового реле позволяет самостоятельно находить неисправности и легко устранять их. Для этого не нужны глубокие знания в электрике или специальный инструмент.

Однако необходимо соблюдать пунктуальность, так как от качества проведенных работ зависит функциональность дорогостоящего оборудования.

Хотите рассказать о том, как подбирали пусковое реле для восстановления работоспособности холодильного агрегата? Располагаете полезными сведениями по теме статьи, которыми стоит поделиться с посетителями сайта? Пишите, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, размещайте фотоснимки, задавайте вопросы.

Ссылка на основную публикацию