Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Общая информация

Любое подземное помещение настоятельно рекомендуется оборудовать вентиляционной системой. Вентиляция в смотровой яме/подвале гаража необходима по многим причинам.

Самой очевидной является влажность и её негативные последствия. От появления конденсата страдают не только вещи, хранимые в подземном помещении, но и сам автомобиль тоже. Влажность поднимается в надземное пространство и начинает разъедать металлические части машины. Может пострадать и сама конструкция гаража.

Повышенная влажность провоцирует появление грибка и плесени. Они не самым лучшим образом влияют на стены, потолок и прочие конструкционные элементы.

Помимо этого, в подвале могут скапливаться газы и вредные вещества в газообразной форме. Если автовладелец регулярно проводит время в подземном помещении, то он рискует своим здоровьем.

Дышать таким составом будет вредно, человек может получить проблемы с кровообращением, головной болью, организм подвергается интоксикации. Иными словами, в смотровой яме, подвале или погребе должна быть установлена вентиляция.

Поскольку вентиляционная система в подземном помещении является лишь частью общей, гаражной схемы, то для определения норм притока воздуха следует взять стандартную СНИП-норму.

Согласно СНИП для одноместного гаража требуемый приток воздуха составляет 180 кубометров в час. То есть будет достаточно включить вентиляцию подземного помещения в вентиляцию гаража, в которой реализован данный объем притока-оттока.

Планировать вентиляцию лучше всего до окончания всех строительных и отделочных работ. Так вы сэкономите время и снизите трудозатраты. При желании и необходимости заняться монтажом вентиляционной системы можно и в уже готовом гаража. Но вы потратите гораздо больше времени и ресурсов.

В разделе про обустройство гаража вы можете прочитать еще множество интересных статей: про лестницу, самодельный подъёмник для автомобиля, освещение, недорогое утепление, вытяжку и отопление своими руками, обогреватели, печь для гаража на отработанном масле.

Естественная

Всего выделяют два типа вентиляции – естественную и механическую. Разница заключается в физических принципах, которые создают поток воздуха. От этого также зависят характеристики и возможности систем.

Разберем сначала первый вариант, естественную вентиляционную систему. В её основе лежит разность температур.

В гараже и во внешней среде температуры воздуха имеют разные значения. Из курса физики известно, что в таком случае будет возникать движение воздуха. Задача естественной системы – сделать это движение направленным, подчинить его своим потребностям. Для этого в гараже делают два отверстия – приток и отток.

Первое отверстие создает приток воздуха, то есть воздушный поток будет заходить в гаражное помещение через него. Второе будет служить выходом для отработанного воздуха. Размеры отверстий следует определять из перепадов температур, объемов гаражного помещения, а также количества автомобилей.

Механическая

Механическая или же принудительная вентиляционная система во многом избавлена от недостатков естественной вентиляции. Этого удалось добиться благодаря тому, что механическая вентиляция работает на других физических принципах.

Она не зависит от перепадов температур. Её монтажом лучше озаботиться также на этапе планирования гаража, в готовом гараже монтировать механическую вентиляцию будет намного сложнее.

Чтобы устранить зависимость от погодных условий, в механической вентиляции используют разнообразные устройства и приспособления, например, вентиляторы, дефлекторы и фильтры.

В самом стандартном случае в трубы вставляют вентиляторы, подключают их, и они обеспечивают принудительную циркуляцию воздуха. Стоимость таких устройств невелика, так как вентилятор – простое устройство, не требующее дорогостоящих компонентов.

Особенности воздухообмена гаража

Разберёмся, зачем нужна вентиляция в помещении гаража и непосредственно в смотровой яме. Дело в том, что только вентиляционная система позволяет эффективно выводить излишки влаги из гаражного помещения. Иногда даже наличие качественной гидроизоляции не избавляет от сырости. Это особенно ощущается в холодное время года: при повышенной влаге зимой автомобиль заезжает в помещение с налипшим на колёсные протекторы снегом, который впоследствии оттаивает и приводит к образованию сырости в гараже.

Если гаражное помещение обустроено вентиляционной системой, то лишняя влага вместе с воздушными потоками будет выноситься в вытяжную трубу. Отказ от её использования приводит к возникновению множества проблем, которые не самым лучшим образом отразятся на состоянии и работе транспортного средства. Конструкция гаража подвергнется воздействию грибка и плесени — пребывание в таких условиях небезопасно не только для техники (активизация коррозионных процессов), но и для человека (появление острых и хронических заболеваний).

Некоторые автолюбители ошибочно считают, что для безопасной стоянки транспортного средства достаточно обеспечить сухость гаража, поскольку машина стоит не в яме, а над ней. Но, следуя принципу сообщающихся сосудов, скапливающаяся в яме влага будет распространяться по всему гаражному помещению.

Кроме того, необходимо следить за состоянием ямы, чтобы в ней не образовывались лужи из химикатов с вредными испарениями. Длительное нахождение в такой среде чревато проблемами со здоровьем.

Наиболее распространённой системой воздухообмена является естественная вентиляция. Согласно этой схеме, циркуляция воздуха обеспечивается разницей температур в помещении и на улице. Популярность методики обусловлена лёгкостью монтажа. Однако она имеет существенный недостаток: в летний период перепад температур слабо выражен, порой в гараже бывает даже прохладнее, чем на улице. Все это может привести к отсутствию вентиляции.

Естественная вентиляция

Для оснащения гаражей лучше использовать комбинированную систему, подразумевающую установку механического вентилятора. Максимальная эффективность достигается за счёт использования двухканальной схемы. Это обеспечивает постоянный приток свежего воздуха. И также вместе с излишками влаги из гаража и смотровой ямы будет производиться выведение выхлопных газов и химических испарений.

С целью обеспечения правильной и эффективной работы вентиляция смотровой ямы должна быть грамотно спроектирована. Вначале необходимо определить места расположения отверстий под воздуховоды (цоколь, стены, фундамент)

При этом важно учитывать следующие факторы:

  • площадь гаража;
  • высота помещения;
  • количество транспортных средств.

Если нанять профессиональных мастеров, то они смогут установить правильную комбинированную систему воздухообмена. Однако её можно сделать и самостоятельно

Важно лишь определиться с маршрутом воздушных потоков и способом прокладки труб (надземный или подземный)

Принудительная вентиляция

Стоит учесть, что эффективность воздухообмена во многом зависит от диаметра входных и выходных отверстий и используемых труб. Желательно не устанавливать их наугад, а заранее произвести все расчёты (тем более что, формула совсем несложная). Для естественного воздухообмена необходимо использовать 15 мм трубного диаметра на каждый метр помещения.

При моноканальной механической системе необходимо, чтобы общая площадь отверстий для воздуховодов составляла не менее 0,3% от площади гаража.

Как упоминалось выше, отсутствие вентиляции оказывает отрицательное влияние на здание гаража, автомобиль и человека. Для эффективной защиты от вредных факторов необходимо учитывать некоторые особенности устройства вентиляции в гараже:

  • чтобы обеспечить достаточную тягу в вытяжной трубе, отверстие для неё выполняется в самой высокой точке;
  • используется труба максимальной высоты, при этом расстояние от вытяжной трубы до точки входа воздуха в приточную трубу должно быть более 3 м;
  • выходная труба должна быть защищена от попадания влаги внутрь — для этого используется специальный грибок;
  • желательно учитывать наиболее частое направление ветра, чтобы в соответствии с ним расположить вытяжку.

Конструкции некоторых приточных систем предполагают наличие отверстия, которое выполняется в нижней части гаражных ворот и защищается решёткой.

Принцип работы и схема естественной вентиляции

В основе системы воздухообмена без использования всевозможных нагнетающих вентиляторных устройств заложен принцип воздушного шара – теплый воздух вытесняется из помещения гаража или подвала за счет гидростатического давления более холодного и тяжелого наружного воздушного столба. Разница в плотности и удельном весе холодного и теплого воздуха очень небольшая, но все же ее хватает, чтобы обеспечивать естественный воздухообмен с кратностью в 3- 4 меры в час.

Естественной системе вентиляции присущи некоторые «врожденные» недостатки:

  • Невысокая производительность в условиях стандартного гаража, несколько возрастающая в холодное время года и уменьшающаяся практически до минимума в летний зной;
  • Высокая чувствительность к всевозможным поворотам при неграмотной балансировке потоков воздуха внутри помещения гаража;
  • Необходимость тщательного подбора параметров воздуховодов и точек расположения приточных окон и вытяжной трубы.

Важно! Тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, естественная вентиляция очень широко используется для обустройства всевозможных помещений и построек, в том числе подвалов и гаражей, вследствие своей необычайной простоты и надежности. На самом деле даже в испепеляющую жару естественное движение воздуха по трубам воздуховодов не прекращается до нуля

При любой температуре всегда существует горизонтальное движение воздуха, в жару или сильный мороз еле уловимое, но оно есть, поэтому естественная вентиляция, отличие от принудительных систем вентилирования, никогда не умирает до конца

На самом деле даже в испепеляющую жару естественное движение воздуха по трубам воздуховодов не прекращается до нуля. При любой температуре всегда существует горизонтальное движение воздуха, в жару или сильный мороз еле уловимое, но оно есть, поэтому естественная вентиляция, отличие от принудительных систем вентилирования, никогда не умирает до конца.

Такой производительности явно недостаточно для полноценной вентиляции гаража, но это все же лучше, чем полная остановка движения воздуха в вентиляционных системах, например, при отключении электроэнергии или перегорании мотора.

Вентиляция в подземном помещении

Как было отмечено выше, всего существует два типа вентиляции – естественная и механическая. Это применимо и для подземного помещения в гараже. Его можно оборудовать одной из вентиляционных систем. Рассмотрим оба варианта.

Как правильно сделать вытяжку в погребе в гараже (вентиляцию в гараже с подвалом)?

Естественная

Естественную вентиляцию монтируют на первых этапах строительных работ. В общую схему включают подземное помещение – смотровую яму, подвал или погреб.

Это обусловлено тем, что укладка труб в завершенном гараже представляет собой крайне трудоемкую задачу.

Монтаж естественной вентиляции в подвале – относительно простая задача, самым важным элементом будет вентиляционный канал.

Ширина вентиляционного канала должна быть равна одному кирпичу, который укладывается на бок. Под эту ширину, покупают три трубы.

Их сечение варьируется в промежутке от 100 см² до 250 см². Точный размер сечения определяют, исходя из ширины кирпич/бетонного блока, а также расчётов по притоку-оттоку. Две трубы будут служить общей системой вентиляции в гараже. Первая – основная приточная труба, вторая – вытяжная. Третья труба понадобятся для подземного помещения.

Всё отличие для гаража с подвалом/смотровой ямой заключается лишь в укладке еще одной трубы. Она будет соединять воздушное пространство подземного помещения с общей гаражной вентиляцией. Это позволит создать максимально мощный переток воздушной массы. Приточную трубу монтируют в 25-50 сантиметрах от уровня пола (в подземном помещении).

Но перед этим устанавливают общую систему. Вытяжной канал выводят на крышу так, чтобы конец трубы был на полметра выше поверхности крыши. На внешние концы труб крепят пластиковую или металлическую сетку. Она послужит защитой от сора и забивания канала.

Механическая

Принципиальных отличий в установке механической вентиляции практически нет. Трубы должны быть расположены точно таким же образом. Две трубы служат основными каналами, третья труба обеспечивает связь с подвалом/смотровой ямой. Чтобы создать механическую вентиляционную систему, необходимо приобрести два вентилятора. Их устанавливают в полости труб, подключают к электросети гаража.

Затем, если была выбрана модульная система, проводят настройку с помощью контроллера – выставляют желаемый объем. Рекомендуется ставить именно модульную систему, она обойдется несколько дороже, но позволяет точно регулировать приток-отток воздушной массы. В трубу подземного помещения устанавливать вентилятор не требуется, так как в гараже уже будет обеспечена хорошая принудительная циркуляция.

Заменить вентилятор можно диффузор-флюгером или же дефлектором. В первом случае устройство монтируют в приточном канале, на его вершине. Второе устройство, дефлектор, использует другой физический принцип. Дефлектор генерирует разряженный воздух. От этого возникает перепад давления, начинается циркуляция.

Самодельным решением является использование лампочки. Её помещают в трубу, подключают к электросети. В процессе работы лампочка нагревается, тем самым создает перепад температур, который позволяет воздуху двигаться. Но специалисты сходятся во мнении, что модульная вентиляция с двумя вентиляторами является наиболее эффективным вариантом.

Механическая вентиляция в подвале гаража своими руками: схема.

Сделать вентиляцию в подземном помещении гаража несложно. Она является лишь частью общей вентиляционной системы гаража. Поэтому все что необходимо – соединить оба пространства (надземное и подземной) дополнительной трубой. Лучше всего подходят трубы с сечением в 100-250 см². В остальном же все сводиться к созданию общей вентиляции в гараже.

Естественная вентиляция не обеспечивает оптимальных условий хранения. Она сильно зависит от погоды, времени года. Циркуляция воздушной массы может полностью прекратиться, если не повезло с температурой воздуха.

В этом плане куда эффективней является механическая система. Лучше всего использовать современные модели вентиляторов, оснащенные контроллерами.

Требования к системе вентиляции в автосервисе

Задачи, которые должна выполнять вентиляция окрасочного цеха – это удаление загрязненного воздуха вместе с испарениями и каплями краски, его фильтрация перед выведением наружу. Их будет выполнять вытяжная вентиляция в покрасочной камере автосервиса. 

Помимо вытяжной системы также необходим приток свежего воздуха, предварительно очищенного от частиц пыли и впоследствии нагретого до определенной температуры, обеспечивающей комфортные условия работы персонала. Подача воздуха осуществляется приточными системами. Они создают  условия для проведения работ по нанесению лакокрасочного покрытия в соответствии с нормами.

Подробнее о вентиляции покрасочного цеха.  

Вы можете бесплатно получить эскизный проект и стоимость вентиляции Вашего автосервисаПерейти

Расчет и проектирование вентиляции в автосервисе требует системного подхода. Нужно учесть размеры и особенности помещения, тип проводимых работ; учесть температуру внутри и снаружи, естественную вентиляцию, количество и вид создаваемых  загрязнений, энергозатраты и множество иных факторов: количество обслуживаемых автомобилей, их поток; количество подъемных механизмов;  возможность установки элементов вентиляции на крыше или в полу; высоту потолка.

Отдельный расчет следует провести по зонам сервиса – мойка, смотровая яма, шиномонтаж, система вентиляции в покрасочной камере, сервисная зона и складские помещения. Лучше доверить это профессионалам. Грамотно рассчитанное устройство вентиляции позволяет создать систему, удовлетворяющую всем необходимым требованиям, но при этом сэкономить средства на затратах электроэнергии.

  • осуществлять воздухообмен в нужном объеме
  • удалять избыток влаги из помещения (это скорее относится к автомойкам, которые часто находятся прямо в помещении самого сервиса) Подробнее об этом здесь.
  • очищать помещение от выхлопных газов (одно из самых важных требований к работе любого сервиса)
  • фильтровать от пыли поступающий воздух (очень актуально для московских и подмосковных автосервисов)
  • избавлять воздух от паров и примесей лакокрасочных изделий

Также стоит отметить, что у клиентов, которые видят серьезное оборудование, в том числе и систему вентиляции, такой сервис вызывает больше доверия, что может положительно сказываться на его выборе ремонтировать свою машину у вас.

 Читай также “Вентиляция с рекуперацией”

Получить бесплатную консультацию инженера по вентиляции автосервиса

Получить!

Погреб и смотровая яма

Выше был рассмотрен вариант вентилирования обычного гаража. Если же внутри имеется подвал и/или смотровая яма, об этих объектах следует позаботиться отдельно. В случае с подвалом в обязательном порядке придется устроить отдельный вентиляционный канал. Это необходимо, поскольку внизу влаги скапливается гораздо больше, чем в верхней части помещения.


Схема вентилирования подвала, расположенного в гараже: приточную трубу следует опустить как можно ниже, а вытяжную трубу выводят высоко вверх

Если вентилирование отсутствует, эта влага будет проникать в гараж и нанесет вред хранящемуся в нем транспортному средству. Вентиляция, которая устроена в гараже, даже при использовании принудительных методов притока и удаления воздуха, обычно не может обеспечить достаточно интенсивный обмен воздушных масс.

Для эффективного вентилирования подвала следует сделать два отверстия: приточное и вытяжное. Рекомендуется обеспечить поступление воздуха в южной части погреба, а вывод воздушных потоков – с севера.

Приточную трубу обычно вводят в погреб через пол гаража и опускают как можно ниже. Вытяжку устраивают в противоположном углу, эту трубу через пол гаража выводят вверх и наружу. Как и при устройстве вентиляции в гараже, сечение отверстий для притока должно быть в два-три раза больше, чем размеры вытяжки.


Здесь представлен вариант организации естественного вентилирования гаража, в котором имеется подвал и смотровая яма, для которой сделаны отдельные вентиляционные каналы

Чем больше перепад высоты между краем подачи и вытяжки, тем более эффективным будет вентилирование погреба. Оптимальной считается разница в три метра или больше. Чтобы увеличить перепад, вертикальную часть вытяжной трубы, которая выведена на улицу, нужно просто сделать повыше. Здесь также можно установить дефлектор или защитный колпак.

Иногда установка приточной трубы по каким-то причинам не возможна. В таком случае рекомендуется оставлять люк немного приоткрытым, чтобы свежий воздух, поступающий в гараж, перемещался в подвал. Отсутствие притока свежего воздуха сделает бесполезными все усилия по организации эффективной вытяжки из погреба в гараже.

Если гараж отапливается, зимой на вытяжной трубе может появляться конденсированная влага. Чтобы предотвратить обледенение трубы устанавливают специальный стакан для конденсата.

Для неотапливаемого гаража эта мера не требуется. Продукты и предметы, которые хранятся в погребе, в зимнее время следует размещать не ближе, чем полуметре от приточного отверстия, иначе они могут промерзнуть.


Схема естественного вентилирования гаража со смотровой ямой: стрелками “а” обозначено движение потоков воздуха, “б” – расположение вентиляционных щелей для смотровой ямы

Смотровая яма – небольшой по объему объект, поэтому отдельное вентилирование для нее обычно не предусматривают. И все же стоит позаботиться о хорошем притоке воздуха. Для этого на той стороне смотровой ямы, которая обращена к приточному отверстию вентиляции гаража, нужно сделать щели примерно в 10-15 см. Можно приоткрыть подобным образом и две стороны ямы.

Со стороны вытяжки также нужно сделать такую щель, но она должна быть в два раза уже. Ради безопасности можно в некоторых местах прикрыть эти щели досками. Устанавливая автомобиль, нужно проследить, чтобы он не перекрывал вытяжную щель, поскольку это опасно для транспортного средства.

Правила и варианты устройства вентиляции в гараже для самостоятельных мастеров изложены в следующей статье.

Комбинированная вентиляция автомобильного бокса

Преимуществом объединения естественной вентиляции с маломощной механической системой является гарантированное обновление атмосферы гаража при любой погоде.

Ни безветрие, ни летняя жара не ослабляют работоспособность такого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции схожа полностью с устройством системы естественного воздухообмена. Применяется то же расположение приточного и вытяжного воздуховодов, то же сечение воздушных труб и дефлектор на верхнем конце вытяжного канала.

Одна разница – установка в полость вытяжного воздуховода осевого или центробежного вентилятора.

Приточный воздух в гаражный подвал со смотровой ямой из общей вентиляционной системы не попадет — слишком низкий уровень. Требуется завести отдельную приточку и вытяжку в это помещение (+)

Мощность вентиляционной установки не должна превысить 100 Вт, этого достаточно. Встраивать вентилятор требуется в утепленный сегмент воздуховода, иначе в него поступит конденсат.

Для управления работой такого вентилятора пригодится электронный таймер, встроенный в переходник между электророзеткой и вилкой питания вытяжного устройства.

Держать вытяжной вентилятор длительно включенным невыгодно из-за его энергопотребления, да и необходимости в этом нет. К тому же зимой комбинированная вентиляция гаража окажется чересчур эффективна и сильно выстудит бокс.

Переходник с таймером позволит задать периодичность и длительность работы вентилятора в течение 24 часов и на несколько дней вперед.

Поместив электронный таймер между розеткой и вилкой питания вентилятора на вытяжке, можно контролировать циклы включения/отключения электромеханического элемента вытяжной системы

Отметим, что при выборе достаточно мощной центробежной установки для вентиляции может потребоваться более крупное сечение для вытяжного воздуховода. Напоминаем, что выбор сечения проводящей воздух трубы зависит от скорости воздушного потока.

При недостаточном внутреннем диаметре вытяжка будет громко шуметь и плохо тянуть воздух.

Укрепление котлована

Стенки необходимо соответствующим образом укрепить. Для этого выполняется кладка в половину или четверть кирпича. Это зависит от вида техники, обслуживаемой в яме. Для грузового транспорта толщина остается большей, чтобы обеспечить целостность конструкций при значительных нагрузках.

Альтернативный и менее дорогостоящий, но более трудоемкий способ – забетонировать стены. Для этого монтируется рама из уголка и арматурных стержней, устанавливается опалубка. Верхние края опалубки закрепляются распорками. Затем пространство внутри опалубки заполняется бетоном. Необходимо обеспечить надлежащее качество бетонной смеси и полное заполнение опалубки, без образования пустот.

Для приготовления одного кубического метра бетонного раствора потребуется:

  • шесть пятидесяти килограммовых мешков цемента;
  • семьсот килограммов песка;
  • двести литров воды;
  • тысячу двести килограммов щебня.

Раствор тщательно замешивается вручную или с использованием бетономешалки. Ручной замес потребует большего количества воды.

Поверху выполняется цементная стяжка и окантовка из стального уголка. Если после заливки бетона между стенками и грунтом остается зазор, он уплотняется посредством глины, оставшейся от рытья котлована.

Нужна ли вентиляция в смотровой яме

Когда в гараже есть «канава» для осмотра машины, вроде бы, влаги не должно быть в гараже, ведь автомобиль находится не в смотровой яме, а над ней. Но это не так. Сырость будет распространяться по всему гаражному помещению в соответствии с принципом молярной массы воды. А также в самой яме должно быть хорошее состояние, поскольку автолюбителю приходится находиться там долгое время во время ремонта машины.

Если этим пренебречь, влага может сделать два аспекта риска: для конструкций гаража и для самого автомобиля. Каркас постройки будет рушиться в результате плесени, грибка. Машина же пострадает от коррозии металла, возникшей вследствие повышенной влажности от «канавы». Поэтому однозначно, вентиляция в яме гаража нужна.

Ссылка на основную публикацию